Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Обновление содержания образования в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями

    Мартемьянова Людмила Николаевна, заведующая МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №383 Приволжского района г. Казани»
    Мельникова Елизавета Владимировна, старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №383 Приволжского района г. Казани»

    Главная особенность настоящего времени – это неопределенность, непредсказуемость будущего. Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире и эти изменения очень сложно прогнозировать. Ускорение темпов развития цивилизации обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни.

    В этой связи правомерен вопрос: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным в этом непредсказуемом будущем? Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в изменяющихся условиях? Ответ очевиден: наиболее успешным будет тот, кто будет обладать способностями к самоизменению, самообразованию, кто сможет гибко, креативно перестраиваться, приобретать новые знания, новые компетенции и кто будет это делать осознанно, мотивированно, не только для вынужденного выживания, а для радостного позитивного развития и самосовершенствования.

    Готовность к самоизменению, деятельностные способности – вот те ключевые качества личности современного человека, которые обуславливают его успешность в непредсказуемом мире. Задача образования – развить эти способности, «запустить» их как можно раньше в дошкольном детстве и далее соответственно возрасту поддерживать и развивать их. Реализация этих задач требует нового современного педагогического инструментария, системного подхода в едином образовательном пространстве.

    Таким инструментарием и является Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается на основании ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы и является основным нормативно – управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику и содержание образования, особенности организации учебно – воспитательного процесса в конкретном ДОУ.

    Основная общеобразовательная программа нашего дошкольного учреждения состоит из двух частей. Первая часть - инвариантная в группах общеразвивающей направленности реализуется через комплексную программу «Детство» (программа развития и воспитания детей дошкольного возраста авторского коллектива ЛГПУ им. Герцена), в группах компенсирующей направленности - через программу «Детство» и программы по коррекции речевых нарушений Филичевой Т.Б, Чиркиной Г. В.: «Обучение и воспитание детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи», «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи». Вторая часть основной общеобразовательной программы - вариативная направлена на реализацию задач приоритетных направлений, (познавательно – речевое, физическое направления) регионального компонента и осуществляется через авторские программы педагогического коллектива МАДОУ № 383 «Гармония» (лицензия четвертого Республиканского конкурса авторских программ и учебно- методических пособий), программу «Ритмопластика» (диплом 1 степени 6 Республиканского конкурса авторских программ и учебно – методических пособий), программу по обучению родному (татарскому) языкам К.В.Закировой, Р.А. Бургановой.

    Для реализации целей основной общеобразовательной программы МАДОУ в нашем детском саду создана образовательно – развивающая среда, которая способствует дополнительному образованию воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального образования, физического развития личности ребенка. Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности. Эта цель реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования. Вся система воспитательно – образовательного процесса в нашем детском саду построена на основе комплексно – тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей. Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса осуществляется через разработку цикла тем на основе содержания комплексной программы «Детство», и авторской программы педагогического коллектива «Гармония», актуальных интересов детей, календаря праздников и праздничных дат на текущий год.

    В качестве научно – теоретической основы программы «Гармония» мы использовали некоторые элементы модели воспитания и развития Г.Домана и Джин Грассо Фитцпатрик, адаптировали их к системе работы дошкольного образовательного учреждения. Задачи авторской программы «Гармония» легко реализуются в режимных моментах в процессе совместной деятельности. Основными методами реализации программы являются: метод демонстрации «Битов Знаний», «Демонстрация слов», дидактические игры, моделирование, мнемотехника и др. Реализация раздела: «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей» авторской программы «Гармония» способствует овладению детьми энциклопедическими знаниями, развитию монологической, диалогической речи, развитию всех видов памяти, внимания, мышления, восприятия без дополнительной нагрузки.

    Мы поменяли формы и методы работы. Сегодня модель организации образовательной деятельности в нашем ДОУ представляет собой двухчастную модель образовательного процесса, включающую в себя совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей. Непосредственно – образовательная деятельность, реализующая задачи всех образовательных областей программы «Детство» (кроме областей музыки и физическая культура) осуществляется в нашем детском саду через подгрупповую форму организации. Проводятся комплексы развивающих игр, в структуру которых мы обязательно включаем игры на создание положительного эмоционального настроя, дидактические игры, коммуникативные, игры и упражнения на снятие психологического напряжения. При реализации задач программы используется метод проектов. Включение родителей в проектную деятельность является одним из основных условий реализации проекта, так как установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. В основу совместной деятельности семьи и детского сада положены следующие принципы:

    1. Партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей.

    2. Единство в понимании педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

    3. Помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

    4. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

    Взаимодействие с родителями строится на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности. С целью создания оптимальных эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста коллективом МАДОУ внедряется психолого – педагогическая технология М. Н. Поповой «Навстречу друг другу», направленная на коррекцию эмоциональных отношений между взрослыми (родителями, воспитателями) и детьми дошкольного возраста через взаимодействие на совместных физкультурных занятиях в ДОУ. Родители активно и эмоционально откликнулись на организацию нового вида совместной деятельности.

    Авторская программа «Ритмопластика» позволяет нам решать задачи, направленные как на обеспечение обучения детей двигательным действиям, развитие физических качеств, оздоровление детей, так и задачи, направленные на развитие интеллектуальной сферы дошкольников. Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания в рамках данной программы являются физические упражнения, для выполнения которых требуются не только мышечные усилия и их координация, но и включение познавательных процессов, таких как память, внимание, восприятие образов и

    их воспроизведение вербальными и невербальными средствами, самоконтроль.

    Обновление содержания образования, внедрение инновационных программ и технологий позволило нам значительно повысить качество воспитательно - образовательного процесса (90% выпускников нашего ДОУ учатся на «хорошо» и «отлично»).

    С 2011 года наш детский сад является базовой площадкой Федеральной целевой программы развития образования. В рамках программы стажировки по проблеме «Обновления содержания образования в контексте ФГТ» была представлена модель воспитания, обучения и развития воспитанников нашего детского сада в условиях модернизации образования. Слушатели имели возможность не только познакомиться с инновациями, но и самим попрактиковаться в их реализации. Мы надеемся, что наши стажеры узнали много нового по представленной проблеме и смогут воспользоваться полученными знаниями, умениями и навыками в своей практической деятельности в своем конкретном ДОУ.

    Внедрение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ подвигло наших педагогов на повышение профессиональных навыков и умений, творческого потенциала, способствовало инновационным преобразованиям в дошкольном образовательном учреждении. Сегодня каждый педагог нашего детского сада оснащен современными техническими средствами обучения, владеет современными интерактивными технологиями, имеет доступ к сети интернет в условиях дошкольного образовательного учреждения, что позволяет организовать процесс воспитания и обучения дошкольников в нашем детском саду в новом современном контексте, обеспечивает эффективное и продуктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

    Список литературы

    1. Буренина А.И. Методологические ориентиры развития дошкольного образования в Ленинградской области//Педагогика детства: из прошлого в будущее//-СПб ЛОИРО, 2011-С 4-11.

    2. Далинина Т. «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание 2000 № 1 - С 41-49.

    3. Козлова А.В, Дешеулина Р. П. //Работа с семьей//М: Сфера, 2004- С 112.

    4. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Центр системно- деятельностной педагогики «Школа 2000..» Институт системно – деятельностной педагогики // Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ» Е-mail; www.sch2000.ru.



      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152