Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Формирование социально-личностных качеств младших дошкольников

    Лифатова Елена Георгиевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ № 71 Приволжского района г.Казани

    Родители и педагоги знают, что успешное развитие способностей ребенка будет затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша социально-личностных качеств. Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных и региональных комплексных программ.

    Практика показывает, что младший дошкольный возраст (3-4 года), сензитивен не только для развития сенсорики, но и для основ социализации, для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, гуманного отношения к другим людям, приобщение к элементарным нормам поведения в обществе. Если основы этих качеств не будут сформированы в младшем дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать не достаточно развитой, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

    Опыт работы с детьми показывает, что дети приходят в детский сад в 2-3 года с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях с окружением, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.

    К 3-м годам, моменту прихода ребенка в детский сад, только начинает развиваться ведущая деятельность дошкольников - игра. Она еще очень примитивна по содержанию, так же, как и первые социальные отношения, складывающиеся внутри нее, но уже возникает потребность участников игры в отношениях друг с другом, потребность в сверстнике. Следовательно, используя игру, можно формировать у ребенка в этом возрасте навыки социальных отношений, поскольку малыша все более начинают привлекать заключенные в игре сложные человеческие взаимоотношения (Варианты игр: «Все у нас хорошие». Цель игры: формирование положительного отношения к сверстникам; игра «Если «да» - похлопай, если «нет» – потопай» (О.Хухлаева) – психолог предлагает высказывания на тему дружеского общения в детском саду, верные и неверные /Саша увидел Лизу, обрадовался ей и поссорился; Света так любила Олю, что отняла у нее куклу; «Играем дружно» игра на формирование способов взаимодействия).

    Важно сразу демонстрировать образцы поведения, знакомить детей с правилами общения, чтоб в последствии не переучивать их, не ломать. Сколько случаев известно практикующим психологам, когда на консультацию приходят расстроенные родители, не зная, что делать с ими же самими избалованными детьми.

    В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. По мнению Д.Б. Эльконина, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе". Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка. Игра неотделима от общения и эмоциональных переживаний ребенка. Это коммуникативная и социальная деятельность, процесс специфического контактирования, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека, и формирование личной эмоциональной сферы (Варианты игр: «Наши малыши» - цель игры: формирование способов внешнего выражения эмоций (тревога, грусть, радость); «Утешение» - игра-упражнение, Игра на развитие уверенности в себе; «Имя-Имечко» с зеркалом,; Этюд «Пожалей»; динамическая игра «Нам не тесно!»; «Не сердись, а улыбнись!» психогимнастическое упражнение).

    На основе сказанного можно сделать вывод, что обучение навыкам коммуникативного общения через формирование эмоциональной сферы ребенка посредством игры, позволяет развить у него уверенность, что он значим для окружающих, любим близкими людьми. Все это в свою очередь формирует доверие ребенка к миру и позволит ему в дальнейшем безболезненно социализироваться в новой среде – в школе, и в близком окружении - в семье, среди друзей.

    Безусловно, важной задачей является оценка эффективности воспитательной работы в этой области. Здесь невозможно выбрать абсолютные критерии. К тому же результаты воспитательной работы в сфере развития социализации детей, как правило, проявляются через годы, в период школьного обучения.

    Составленная нами «Карта наблюдения» за деятельностью детей позволяет отследить изменение уровня овладения малышами необходимыми качествами и правилами поведения в области социализации. С помощью данной «Карты» можно организовать промежуточный и итоговый контроль. Анализ результатов наблюдения, как количественный, так и качественный, позволит выявить определенные проблемы в данной сфере и подвести определенные итоги работы.

    Кроме наблюдения за детьми, нам было интересно отследить и отношения родителей к данной области развития детей. Родителям наших воспитанников было предложено ответить на вопросы небольшой анкеты в начале учебного года и в конце (Анкета для родителей). Вопросы анкеты затрагивали сферу поведения и общения ребенка, которую наблюдают родители вне детского сада. Результаты анкетирования показали заинтересованность родителей в проводимой работе. Многие отметили положительные изменения в детях и в семье в направлении развития межличностного общения малышей.

    Воспитателям мы тоже предлагаем анкетирование с целью выявить отношение педагогов к развитию у детей норм общения (Анкета для педагогов). И в этой позиции также наблюдается положительная динамика.

    Результаты наблюдений и бесед с родителями и воспитателями, результаты анкетирования, говорят о том, что работа в данном направлении интересна не только нам, педагогам, но и родителям, так как их беспокоит дальнейшая адаптация детей в будущем.




      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152