Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Психологическая служба ДОУ: проект «Неделя практической психологии»

    Вологодская Светлана Алексеевна, педагог-психолог МАДОУ «ЦРР – д/с № 25», г.Казань

    Использование проектного метода помогает развить свободную творческую личность ребенка. Проектный метод предполагает участие и помощь взрослых, что способствует вовлечению родителей в жизнь детского сада. Для осуществления проекта, включаются разные виды детской деятельности, разные образовательные области (художественное творчество, музыка, социализация, коммуникация), таким образом, выполняется одно из основных требований ФГТ – принцип комплексно-тематического планирования.

    Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в МАДОУ «ЦРР – д/с № 25» Приволжского района г. Казани.

    Цель проекта: помочь детям, педагогам, родителям осознать свой внутренний мир и внутренний мир других людей. Задачи: создать благоприятный микроклимат в ДОУ и группах; раскрыть возможности психологической службы ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми; повысить уровень профессионализма и авторитета практических психологов в ДОУ.

    Мероприятия недели. При проведении необходимо учитывать «двуслойность» проведения мероприятий (фигура и фон). Фигурами являются центральные мероприятия дня: 1 день – Радуга эмоций и настроения, 2 день – Сила мыслей, 3 день – День дружбы, 4 день – День семьи, 5 день – Сотворение ДОУ.

    Фоном являются развешиваемые по детскому саду психологические газеты («влияние слов и мыслей на человека»; «влияние настроения на здоровье», «влияние цвета на человека» и т.п.), стенды недели («Я благодарю за...», «позитивные слова»), цитаты (о смысле жизни, воспитании, настроении и т.п.).

    1 день.

    В холле вывешивается плакат с 8 большими разноцветными квадратами: синий, желтый, зеленый, красный, серый, коричневый, черный, фиолетовый. На другом плакате вопрос: «С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад». Родителям и детям предлагается опустить в ту коробочку с прорезью, цвет, который соответствует их сегодняшнему настроению.

    На следующее утро в холле висит плакат с результатами: цветные диаграммы «Настроение детей», «Настроение взрослых». Рядом вывешена информация психологической характеристики каждого цвета.

    Мероприятие с детьми «Путешествие на острова чувств и эмоций».

    Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие художественного творчества.

    Необходимые материалы: карта воображаемого путешествия, письмо для детей, пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, портреты людей с изображением различных эмоций, магнитофон, музыкальные записи, картон, пластилин.

    Дети перемещаются на остров чувств и эмоций с помощью воображаемого воздушного шара.


    Дыхательное упражнение «Надуем воздушный шар» (силой выдохнуть: пых-пых, по-по-по и т.п.)

    Прослушивание музыки. Попав на остров, дети слушают музыкальную композицию, соответствующее эмоциональному состоянию жителей, по музыке отгадывают какое у них эмоциональное состояние. Далее дети слушают сказочные истории про жителей, изображают мимикой, пантомимикой эмоции. Также, детям предлагается определить, какого цвета настроение у жителей.

    Беседа. Дети рассказывают ситуации, в которых они испытывают подобные эмоции, например: «Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Когда я боюсь, я... (плачу, прячусь)» и т.п.

    На островах дети встречаются с эмоциями радости, страха, злости, удивления, печали.


    Игра «Найди нужный конверт» (дети выборочно берут портреты людей с выражением разных эмоций и находят конверты соответствующей пиктограммой и вкладывают портрет в конверт).

    Беседа. С детьми обсуждается, какие эмоции способствуют дружбе, какие мешают.

    Рисунок своей эмоции. Дети рисуют (размазывают) с помощью пластилина свою эмоцию.

    Упражнения с элементами тренинга с педагогами «Сила прощения, сила благодарности».

    Цели: избавление от чувств обиды, вины; работа с ресурсами (благодарность); позитивный эмоциональный настрой; бучение способам самовосстановления.

    Необходимые материалы: листы бумаги, магнитофон, аудиозапись с релаксационной музыкой, цветные карандаши.

    Ход занятия:

    Самодиагностика настроения, самочувствия (субъективное шкалирование).

    Беседа: «подсознательные механизмы обиды, вины». Рассматриваются общие механизмы обиды, вины, его влияния на организм. Смысл беседы: мысли, эмоции обладают как созидательной, так и разрушительной силой. Именно наши (а не чужие) разрушительные мысли создают нам личные проблемы, болезни.

    Упражнение на преодоление чувств обиды, вины. Педагогам предлагается вспомнить всех людей, которые причиняли боль, обиды и простить их. Предлагается вспомнить всех людей, кому сами причиняли боль, и мысленно попросить прощения у них. Поблагодарить за все людей, причинивших боль: благодаря таким людям мы становимся сильнее и мудрее.

    Беседа «Сила благодарности». Раскрывается смысл слова «благодарность». Смысл беседы: умение получать удовлетворение от жизни (благодарность) позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на благополучии его семьи, на результатах труда. Благодарность помогает осознавать все прекрасные моменты в жизни. Благодарность помогает преодолевать трудности, вылечиваться от заболеваний. В этом сила благодарности.

    Упражнение «Благодарность». Осознание своих ресурсов. Педагоги составляют список благодарностей.

    Самодиагностика самочувствия, настроения после проведенной работы.

    2 день – сила мыслей.

    Мероприятие с детьми «Разыщи радость».

    Цели: развитие эмоционально – волевой сферы, развитие позитивного мышления.

    Необходимые материалы: пальчиковые краски, листы бумаги, медитативная музыка.

    Детям рассказывается сказка о радостном и грустном зайчонке.

    Беседа о причинах эмоций. Итог: наши эмоции зависят от наших мыслей.

    Игра «Волшебные очки». Дети надевают волшебные очки, которые позволяют увидеть самое лучшее в людях. Задача увидеть как можно больше хорошего в каждом.

    Игра «Разыщи радость». Дети по очереди называют вещи, события которые приносят им радость.

    Рисунок пальчиковыми красками: «Я люблю больше всего».

    3 день – день дружбы.

    Мероприятие с детьми «Дружба»

    Цель: личностное развитие ребенка, развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, формирование благоприятного психологического климата группы.

    Необходимые материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши; телевизор и видеопроигрыватель; видеозапись мультфильма «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981).

    Прослушивание песни «от улыбки». Детям предлагается тоже улыбнуться друг другу, передать свою улыбку друзьям.

    Беседа о дружбе. Смысл беседы: друзей найти непросто, если они есть, то нужно дорожить ими. Дружбу нужно беречь!

    Игра «Давай дружить». Дети придумывают способы, которыми можно познакомиться, подружиться с человеком (Проиграть каждый предложенный вариант).

    Просмотр мультфильма о дружбе лесных жителей «Он попался!».

    Беседа по мультфильму. Обсуждение характера, поведения персонажей, смысла мультфильма.

    Рисунок. Подарок своему другу — нарисовать дружбу (дети самостоятельно выбирают изоматериалы).

    Прощание. Дети кладут друг другу руки на плечи – крепкое дружеское объятие. Итог: мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба!

    Занятие с педагогами. Семинар с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие с родителями».

    1. Рефлексия как способ продуктивного общения. Цель: создание доверительных отношений, а так же сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.

    Упражнение «интервью». Педагогам предлагается познакомиться с человеком, узнать о нем как можно больше. Войти в дружеский контакт. Подумать какие вопросы задать. Для этого упражнения педагоги разбиваются на пары. В течении 2 минут задают вопросы респонденту, чтобы затем представить его всей группе как уникальную и неповторимую личность.

    Мини-лекция «Окно Джохари». Педагоги выполняют рисунок. Необходимо описать себя прилагательными из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам. Далее происходит самоанализ по критериям «Открытое Я», «Закрытое Я», «Слепое Я», «Неизвестное Я».

    2. Барьеры эффективного общения. Цель: провести анализ опыта общения педагога с родителями воспитанников, отработать навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания. Развить умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

    Групповая дискуссия. Как завоевать доверие в общении с родителями, когда возникают барьеры в общении.

    Мини – лекция «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями». Перечисляются причины возникновения барьеров (неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ; индивидуальные особенности родителей и педагогов (страхи и т.п.). Вывод: все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

    3. Навыки эффективного общения. Цель - отработка навыков: умения фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием: «подстройка» в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общении.

    Упражнение на умение интонировать. Педагогам предлагается произнести фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребенка», «Мне бы хотелось большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. Педагоги определяют, какой тон поможет им достичь цели.

    Упражнение «диалог с ролями». Пятерым педагогам на голову одевают ободки с ролью, которую они не видят. Цель участников договорится о чем-нибудь, не выходя из рамок роли каждого участника. Роли: соглашайся со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

    Мини-лекция «Позиции общения». Разбираются позиции сверху (Родитель), позиции снизу (Дитя), позиции на равных (Взрослый).

    Мини-лекция «активное слушание». Педагогам раздаются памятки «Правила активного слушания».

    Упражнение «активное слушание». Педагоги делятся на тройки. Один педагог рассказывает о себе, другой слушает, третий наблюдает. Затем анализируются проигранные ситуации.

    Мини-лекция «Важные средства общения». Подробно разбираются такие важные средства общения как слово, мимика, жесты, интонация голоса, контакт глаз, психологическое пространство.

    4 день - день семьи.

    Мероприятие с детьми «Моя семья».

    Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

    Предварительная работа: рисунки родителей «Моя семья», дети приносят семейные фотографии для большого настенного ковра. Материалы: музыкальные композиции, медальоны для награждения детей, карандаши, фломастеры, цветная бумага.

    Беседа. Дети говорят, почему они торопятся домой после детского сада. Вывод: там ждет семья.

    Обсуждение фотовыставки «Моя семья». Дети по очереди рассказывают о своей семье по фотографиям.

    Психогимнастика. Дети показывают, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение, когда родители сердятся, ругают детей, хмурятся. Затем дети изобразить походку ребенка, мамы, папы, дедушки, бабушки.

    Дети слушают загадку о маме, папе отгадывают.

    Игра «Какая у вас семья?». Дети говорят о своей семье с помощью прилагательных (большая, дружная, трудолюбивая и т. п.). Называют позитивные слова про маму, папу (заботливые, трудолюбивые, нежные, ласковые, сильные, смелые...).

    Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?». Дети рассказывают, что умеет делать каждый из членов семьи (шить, готовить, стирать, мыть, мастерить, пилить, копать, пылесосить). Далее дети, распределяют обязанности между членами семьи.

    Беседа по картинкам. Детям предлагаются иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц. Детям показывают картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.) Главный вывод: и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи. Дети отвечают, что же такое семья? Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

    Дети слушают и договаривают пословицы: «При солнышке тепло, при матери – добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют». Далее дети сами говорят пословицы о семье, которые знают.

    Беседа «что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение». Дети предлагают свои варианты.

    Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» Дети говорят пожелания своей семье.

    Рисунок семьи. Дети рисуют счастливую семью.

    Домашняя работа с родителями: нарисовать рисунок «Моя родословная».

    Совместное занятие детей с родителями

    «Почувствуй себя любимым».

    Цели: укрепление уверенности детей и родителей в том, что они любимы, желанны; развитие навыков и умений выражать свои чувства; снятие мышечных зажимов, положительный эмоциональный настрой.

    Знакомство «Снежный ком». Участники называют свои ласковые имена.

    Игра «Постройтесь в ряд все те, кто...» Психолог называет признак, по которому строятся в ряд: цвет глаз, рост, цвет волос.

    Танец «Подари движение». По очереди каждый из участников выходит в центр и показывает движения, остальные - повторяют.

    Прогулка в лес (психогимнастика). Дети совместно с родителями изображают мимикой и пантомимикой различные эмоциональные состояния животных.

    Совместное рассказывание сказки. Родители и дети вытягивают из мешочка слова и начинают сочинять сказку. Например, первое слово – «заяц». Начинаем сказку: «Жил – был заяц». Следующее слово - «лес». Продолжаем сочинять: «Он жил в лесу» и т.д. каждая пара «родитель - ребенок» сочиняет свою сказку, затем рассказывает её всем участникам с помощью рук.

    Упражнение «Если бы я была мамой...». Для детей это просто игра, а взрослые иногда начинают задумываться над стилем и семейного воспитания или какими-либо другими вопросами, а иногда с радостью осознают, что их взаимоотношения с ребенком ничуть не хуже, чем в других семьях.

    Элементы изотерапии «совместное рисование без слов». Ребенок ложится на большой лист бумаги, родитель обводит его контур карандашом, затем они вместе красками дорисовывают портрет ребенка. Обсуждение упражнение и рисунков.

    Упражнение «Налаживание взаимоотношений». Под спокойную музыку все садятся на ковер (ребенок и его родитель – спиной друг к другу), закрывают глаза и стараются почувствовать своего партнера. Потом родители и дети по очереди тихо говорят друг другу: «Я тебя люблю!», обнимают друг друга

    Упражнение «Мы тебя любим». Все участники становятся в две шеренги напротив друг друга, берутся за руки с участником, стоящим напротив. Каждый ребенок по очереди выходит, ложится на руки стоящим. Участники начинают ребенка качать на руках, говорить ему: «Мы тебя любим, солнышко» и т.д.

    Игра – прощание «Солнечные лучики». Участники согревают друг друга своим душевным теплом.

    5 день - Сотворение ДОУ.

    Цель: объединить воспитанников, педагогов, родителей и админстрацию ДОУ.

    Необходимые материалы: музыкальный зал, наличие магнитофона, красочно оформленная центральная стена на тему «Наш детский сад».

    Игра на разогрев (цель- включение участников в процесс, снятие напряжение и создание атмосферы открытости).

    Задания для участников:

    Первая группа. Представить идею: ради чего создавался детский сад. Какие мечты были у основателей?

    Вторая группа. Создать Модель идеального здания ДОУ, каким его хотелось бы видеть всем ныне населяющим детский сад.

    Третья группа. Создать образ идеального педагогического коллектива. Какими качествами должны обладать педагоги детского сада, и каких детей им хотелось бы воспитывать. Участникам этой группы предлагалось проиграть ситуации отношений педагогов и детей.

    Четвертая группа. Образ и запрос родителей. Почему именно сюда они привели своих детей? Чего они ждут от Детского сада? От своих детей? От педагогов и администрации ДОУ?

    Пятая группа. Мнение и ожидания детей. Данная группа представляет реальный взгляд на Детский сад детей. Необходимо подготовить задания, отображающие тот духовный мир, который сложился в Детском саду (опираясь, на опыт и мнение детей и их родителей). Какие общие мысли и чувства есть у всех? Что нас всех объединяет?

    Результат работы каждой группы нужно представлять, как отдельный «концертный номер» - весело, подбадривая, озвучивая тему, которая являлась основным заданием.

    Главный итог можно выразить фразой - «Детский сад - это МЫ». От каждого зависит, каким он станет, какие мысли, чувства, и взаимоотношения здесь будут главенствующими».

    Прощание «Благодарность». Участники смотрят в глаза человека, стоящего напротив, пожимают ему руку и поблагодарят за то, что он есть, и за то, что был с ним все это время.



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152