Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Применение инновационных технологий в практике работы с детьми раннего возраста в рамках реализации ФГТ

    Матвеева Марина Геннадьевна, педагог-психолог Городского методического центра Управления образования г. Казани,
    Ульянова Эльмира Эдуардовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры ПиМДОК(П)ФУ

    В настоящее время на основе Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУразрабатываются:примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

    Нами предлагается психолого-педагогическая программа «Песочный дворик», которая обеспечивает разностороннее развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ, реализуемая с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

    Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка,мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики, он учится возможности использовать свое тело, как инструмент взаимодействия с окружающим миром, учится доверять собственным впечатлениям, своему телу, различать эмоции, усваивать приемы самоконтроля. Задача взрослых - научить ребенка получать удовлетворение от собственных самостоятельных действий. Ведь от того, какие эмоции возникнут в процессе обучения, какие чувства он испытает от своих успехов или неудач, зависит развитие его дальнейшей познавательной активности.

    Сенситивным периодом для формирования основы эмоций и чувств являются первые три года жизни. Запаздывание в формировании эмоций и приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные познавательные эмоции не развиваются.

    Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными - как положительными, так и отрицательными - эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

    Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего мира, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. Развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления. Для успешного развития речи большое значение имеет информация об окружающем. Многие знания о предметах дети получают практически, однако без конкретизации и уточнения их назначения, а также эмоционального реагирования и сопровождения на занятиях они останутся неполными

    Развивать тонкую и общую моторику следует с раннего детства. Известно, что общий уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» - В.А. Сухомлинский. Выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Недоразвитие речи сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психологическое состояние ребенка.

    Интенсивно развивается восприятие художественных текстов у детей третьего года жизни. Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор, формируют художественный вкус, повышают культурный уровень, но и создают определенное видение мира – мифологическое мировидение.Ребенку нравятся не только ритм, рифма потешек и сказок - его увлекает их содержание, направленность и результат событий. Образность произведений фольклора; бытовых сказок («Курочка Ряба», «Репка»), сказок о животных («Колобок», «Теремок») уже доступна пониманию малышей. Волшебные сказки детям второго третьего года жизни еще не понятны.

    Использование песочницы в психолого-педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект не только в отношении детей,развивающихся в пределах возрастной нормы, но и их сверстников с особенностями развития. А главное, ребенок получает первый опыт рефлексии: учится понимать себя и других. Закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

    Способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным средством эмоциональной экспрессии. Ранний опыт тактильной коммуникации и ощущение человеком границ личного «пространства» может проецироваться в играх ребенка в песке. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где все ему близко и понятно. Игры с песком – одна из форм активности ребенка. Так же не стоит забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно -развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка, поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к обучающим мероприятиям; с другой,более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

    Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки для песка и воды. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ребенку наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Ребенок желает создать что-то свое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет ощущать себя защищенным. Эти желания реализуются в играх с песком.

    Работу с песком можно разделить на три основных типа:

    1.Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки.

    2. Проникновение в толщу песка: рытье ямок и тоннелей, а также прятанье в песок предметов и последующее их извлечение.

    3. Использование воды. Дети могут капать ею на песок или лить ее в большом количестве. Вода - это жизнь, понятия «гидротерапия», «акватерапия», «гидромассаж» прочно вошли в нашу жизнь. Песок обладает свойством пропускать воду. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние («Практикум по креативной терапии» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко).

    При работе в «песочном дворике» есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Также не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно - развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка, поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект: с одной стороны,существенно повышается мотивация ребенка к занятиям;с другой,более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

    С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного,а значит,и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказы от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

    Особенности интеллектуальной сферы у детей в возрасте от 2 до 3 лет: восприятие ребенка непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто несущественные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета. Восприятие ребенка является доминирующим в развитии других психических процессов. В этот период большую роль приобретают автодидактические, т.е. самообучающие игрушки (матрешки пирамидки, вкладыши и т.д.) Формируются элементы наглядно - образного мышления, знаковая (символическая) функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны (развитие наглядно -действенного с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания с другой) пока еще разобщены, не связаны между собой. Дети допускают ошибки при сравнении предметов, их обобщении и др. Память непроизвольна, ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Поэтому необходимо часто повторять действия, слова. Внимание также непроизвольно, Сознательный контроль над выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.

    Начало посещения дошкольного учреждения (1,5 - 3 года) с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада более актуальной. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

    Цикл мероприятий по программе «Песочный дворик»

    При создании цикла мы опирались на концептуальные основы «Юнгианской песочной терапии», работы Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой и Т.М. Грабенко, учитывали теоретические положения В. Леви, А.И. Захарова, B.C. Мухиной Х. Джайнотт и Т. Гордон; практические разработки Р.Р. Калининой; И.В. Вачкова; А.Л Сиротюк; М.В Ильиной, И.В, Ганичевой, Г.М. Ляминой; Т.С. Резниченко и т.д.

    В основу мероприятий с детьми положены сказочные сюжеты: одна сказка в месяц с последующим увеличением из месяца в месяц количества персонажей и усложнением сюжетной линии.

    На мероприятиях используются пальчиковые игры, физкультминутки, элементы логоритмики. Используется как чтение сказок, стихов, так и их инсценировка детьми. Используются простые детские песенки, включающие звукоподражания, определенный ритмический рисунок. Умение правильно воспроизводить ритм способствует правильному воспроизведению рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразование).

    Мероприятия проводятся с группой детей от 2 до 3 лет, носят игровой характер, но имея определенные цели, задачи и средства их осуществления принципиально отличаются от игры, и носят профилактически - развивающую направленность в работе с детьми.

    Цель данного цикла: амплификация (обогащение) развития ребенка и профилактика возможных психосоматических отклонений, формирование принятия образа «Я», установление и развитие отношений партнерства ребенка со сверстниками.

    Образовательные задачи:

    1. Формирование речевых навыков. Увеличение словаря, обогащение лексики, расширение представлений об окружающем мире.

    2. Ознакомление детей с базовыми эмоциями (радость, страх, горе, печаль, гнев). Дифференциация собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих.

    3. Обучить приемам саморегуляции (дыхательные техники, пантомимика, массаж, самомассаж).

    Воспитательные задачи:

    1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

    2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесный, физический, творческий и т.д.).

    3. Усовершенствовать понимание речи; зрительное и слуховое восприятие, способность наблюдения и обобщения; формировать первичные представления о предметах и явлениях природы, устанавливать между ними связи; научить детей слушать и воспринимать несложные рассказы и выполнять словесные поручения взрослого.

    4.Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову:

    - учить детей воспринимать небольшие потешки, сказки, слушая, следить за развитием действия, понимать содержание.

    5.Расширять возможные ситуации для использования речи, добиваясь, чтобы дети применяли ее не только при общениисо взрослым, но и друг с другом.

    Методические приемы:

    1. Песочная терапия (интерактивный театр).

    2. Сказкотерапия(рассказывание сказок с несложным сюжетом с последующей маркировкой эмоционального состояния, чувств героев данных сюжетов).

    3. Игротерапия(Проигрывание вариантов реагирования на различные эмоциональные состояния).

    4. Телесно – ориентированная терапия (психотехники и элементы дыхательной гимнастики с использованием аудиозаписей музыкальных произведений).



    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:


    В месяц проводятся 4 мероприятия с подгруппой детей 5 – 6 человек(продолжительностью 10-15 минут) с опорой на сюжет одной сказки. В год происходит знакомство с 8-ю сказками.

    Примерное планирование материалана учебный год:

    Сентябрь-«Курочка Ряба» (4 мероприятия)

    Октябрь-«Репка» (4 мероприятия)

    Ноябрь - «Три медведя» (4 мероприятия)

    Декабрь-Январь «Колобок» «Колобок на новый лад» (5 мероприятия)

    Февраль - «Под грибом» (4 мероприятия)

    Март – «Заюшкина избушка» (4 мероприятия)

    Апрель - «Теремок» (4 мероприятия)

    Май - «Повторение сказок» (4 мероприятия).

    Оборудование:Стандартные для песочной терапии 2 деревянных ящика с песком; 50х70х7, вкладыши деревянные от трафаретов «Животные».Ящикзаполнен на 1/4 песком, или на 1/3 или припорошен, разные геометрические формы, игрушки, соответствующие сказочным персонажам или плоскостные деревянные игрушки (для кукольного настольного театра, но без «оснований» фрагменты картинок и иллюстрации по сюжету сказок. Набор маленьких фигурок разной тематики и цвета.

    Данная программа соответствует принципу развивающего образования;

    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; образовательный процессстроится на адекватных возрасту формах работы с детьми (игровая деятельность).

    Эффективность данной программы подтверждается результатами работы дошкольных образовательных учреждений г. Казани, являющихся научно-экспериментальными площадками кафедры педагогик и методики дошкольного образования Института педагогики и психологии К (П)ФУ.




      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152