Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Требования к структуре программы дошкольного образования и условиям ее реализации

    Охотина Оксана Юрьевна, методист по дошкольному образованию Информационно-методического отдела Городского методического центра по Кировскому и Московскому районам г. Казани

    Становление новой системы дошкольного образования нормативно утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655, (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299), в котором дана установка на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, а также обеспечения доступного и качественного образования для каждого ребенка, где бы он ни проживал.

    ФГТ вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении являются сегодня единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, направленным на развитие системы дошкольного образования. Данный документ обязателен для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, стал ориентиром развития системы дошкольного образования.

    Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

    В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

    Содержание обязательной части определяет примерная программа, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. В ФГТ установлено, что объем обязательной части программы должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается вся специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты. Содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к конкретным условиям своего детского сада.

    Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.

    Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их только в «стандартных» рамках.

    Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

    Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

    Поэтому в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

    При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем представлены такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

    Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

    В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

    Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

    Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениямфизическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада, все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

    Если говорить о принципиально новом содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия, заявленным в ФГТ принципам:

    1) Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

    2) Принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму").

    3) Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

    Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

    Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

    4) Принцип комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

    В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут праздники (Новый год; Международный женский день; День Победы и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

    5) Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей.

    Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

    6) Принцип взаимодействия с родителями.

    Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

    И что еще важно: основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

    Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

    Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно, т.к. система дошкольного образования развивается в соответствии с запросами общества и государства, вносит положительные изменения в дошкольное образование:

    1) желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

    2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое;

    3) попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

    4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

    5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

    6) ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.



    Используемая литература:


    1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ М О и Н РФ№ 655от 23.11.2009года);


    2.Методические рекомендации к составлению Общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения;


    3.Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; (Дошкольное воспитание.2010 № 5).


    4.Скоролупова О,Федина Н., Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования; (Дошкольное воспитание.2010 № 7).


    5. Скоролупова О,Федина Н., Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования; (Дошкольное воспитание.2010 № 8).


    6.Яковлева Г., Как оценить профессиональную компетентность педагога;(Дошкольное воспитание.2009 № 10).


    7.Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами; (Управление ДОУ 2010 № 3).


    8.Пашкевич Т.Д.Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ;

    ( Управление ДОУ 2010 № 3).



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152