Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и высокая социальная значимость интегрированного подхода в образовании заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающей непосредственной образовательной деятельности по эстетическому воспитанию. В современных условиях приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.
Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию. Особое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет интегрирование искусства и разных видов художественной деятельности. Искусство (изобразительное, музыкальное, театральное, литература, архитектура и т.д.) – важнейшая составляющая интегрированных занятий, имеющая немалое значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности: образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора – в литературе; движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы - в театрализованной деятельности; мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация - в музыке.
В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:
- взаимодействие искусств;
- комплекс;
- синтез;
- интеграция.
Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью - с другой.
Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.
Основываясь на принципах взаимодействия искусств, влияющих на личность, нами отобраны несколько типов синтеза искусств, проверенных на практике и являющихся наиболее продуктивными в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной). Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.
Ознакомить детей со всеми видами искусства, значит, органически соединить определенные элементы различных видов искусства. Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю. Это можно проследить на интегрированных занятиях. Их цель - посредством искусства, своих знаний, жизненного опыта ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между собой. Их проявляется в постоянном тяготении друг к другу.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В дошкольном воспитании сделаны первые шаги в интегрированном подходе к современному образованию, что предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Интегрированное занятие строится по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Эффективность определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.
Интеграция в системе специально организованной непосредственной образовательной деятельности объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
· способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
· помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
· развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
· воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Ориентированные на всесторонне развитие личности ребенка, отвечающие «Конвенции дошкольного воспитания», «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.07.96 г., интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Эти мероприятия с детьми не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и рассказыванию. Рассказы детей становятся больше по объему, интереснее по содержанию, строятся грамматически правильно, эмоционально насыщенно, и интерес к занятиям повышается. И рисунки отличаются оригинальностью по способу выполнения, насыщенностью образами из литературных и музыкальных произведений.
Цель интеграции – научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи; задачи: повышение эффективности художественно-эстетического воспитания; побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; формирование умения использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации; научить выделять главное из общего потока информации.
Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
Для реализации поставленных задач в системе художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в план интегрированных занятий могут быть включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана, программные произведения с учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим направлениям: развитию речи, музыке, рисованию. Кроме того, тексты литературных, музыкальных произведений подбираются с учетом сезонных изменений в природе. Все это помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями, выражать свое отношение к окружающему миру в речи, рисунке.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.