Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Совершенствование инфраструктуры ОУ
  • Компьютерные технологии на уроках химии: за и против

    Ванюшкина Снежана Юрьевна, учитель химии МОУ «СОШ № 77» Авиастроительного района г.Казани

    Современный ХХI век сложно представить без использования новейших компьютерных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности. В связи с этим перед учителем химии стоит задача не только дать учащимся определенный круг знаний, но и привить экспериментальные умения и навыки. Этого можно достичь, если постоянно учитывать индивидуальные особенности и подготовку учащихся. В применении к химическому эксперименту это означает, что процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учащиеся умели не только правильно выполнять химический опыт, но и могли объяснять его сущность. Поэтому задача преподавателя – научить школьников четко выполнять приемы или операции, вникать в суть происходящих явлений, уметь правильно и логично объяснять увиденное как в практическом опыте, так и в виртуальных лабораториях.

    Для полного усвоения и понимания школьниками материала в изучении 8 класса темы «Химические реакции. Признаки химических реакций» необходимо использовать большое количество несложных опытов, проводимых в ходе урока. Это можно сделать обычным способом – провести демонстрационные опыты, лабораторные работы или же использовать компьютерные технологии – презентации, видео ролики, виртуальные лаборатории. Виртуальные лаборатории – большой плюс: если невозможно использовать какой-нибудь реактив в реальности или его реализация опасна для здоровья окружающих, в виртуальной лаборатории это осуществимо. Реакция разложения оксида ртути HgO при нагревании с образованием газа недопустима в школьных химических лабораториях по правилам техники безопасности. Классический вариант получения фараоновых змей из роданида ртути Hg(CNS)2 небезопасен. Взаимодействие сульфида алюминия Al2S3 с водой H2O (эта реакция отличается чистотой полученного сероводорода) сопровождается образованием зловонного сероводорода H2S . Образование желто – зеленого ядовитого газа в ходе реакции перманганата калия KMnO4 с соляной кислотой HCl 2KMnO4+16HCl=2KCl+2MnCl2+5Cl2+8H2O может вызвать отравление организма. Возможность продемонстрировать все эти яркие реакции при изучении темы возникает с помощью либо видео роликов, либо в виртуальных лабораториях. Использование инновационных технологий помогает расширить кругозор учащихся возможных химических реакций с видимыми изменениями.

    Но в тоже время безопасные для здоровья химические реакции рациональнее будет провести и продемонстрировать в кабинете самостоятельно. Изменение окраски раствора при добавлении к хлориду железа (lll) FeCl3 роданида калия KSCN (FeCl3 + KCNS = Fe(CNS)3 +3 KCl) наиболее запомнится учащимся, если опыт пройдёт в «их руках». Выпадение осадка синего цвета при взаимодействии медного купороса CuSO4 с гидроксидом натрия NaOH (CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2↓+ +Na2SO4), а затем его дальнейшее растворение в соляной кислоте HCl запомнится ребятам наверняка при выполнении опыта собственноручно.

    Внедрение любой инновационной технологии в учебный процесс сопровождается как положительной, так и отрицательной стороной. Использование на уроках химии презентаций, видео роликов, виртуальных лабораторий предоставляет возможность учащимся глубже изучить практическую часть химических реакций независимо от используемых реагентов и условий. Но и полный отказ от самостоятельного проведения опыта не возможен. Необходимо добиваться выполнения практических, лабораторных работ и получения нужных результатов ВСЕМИ учениками, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах и стремились преодолеть трудности.

    Только лишь применяя в тандеме «виртуальные лаборатории – выполнение опыта в классе» можно добиться высшего результата качества знаний, умений и навыков у учеников.


    Список литературы:

    1. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. 1 сентября. Химия, 2005, №8, с.13-2.

    2. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.

    3. Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии – М.: Просвещение, 1970.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152