Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Совершенствование инфраструктуры ОУ
  • Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

    Мелихова Елена Юрьевна, учитель биологии высшей кв. категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» Московского района г.Казани

    На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно повышает уровень обученности даже при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является рост качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

    Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

    Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

    К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов.

    В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.

    Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

    В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. При этом не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

    Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

  • Презентации на уроках изучения нового материала;
  • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
  • Проведение практических работ.
  • При подготовке учащихся к ЕГЭ;
  • Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
  • Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
  • Для того чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ сегодня у учителя есть в распоряжении современное мультимедийное оборудование в школе или даже в кабинете, персональный ноутбук. Но, конечно, самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

    Я часто слышу фразу «Учитель должен только с мелом в руках уметь объяснить материал и дать хорошие знания». Я начинала работать именно так: по ночам рисовала плакаты (кстати, последний раз — три года назад к открытому уроку), учащиеся на лето получали задания сделать гербарии и собрать коллекции раковин моллюсков, семян растений. У нас в кабинете биологии до сих пор всего 6 современных микроскопов, нет таблиц по общей биологии, зоологии, а в некоторых школах положение еще хуже.

    Сейчас я открыла для себя Интернет - огромный источник информации, пришло время дисков с биологическими таблицами и учебной флэш-анимацией. Пришло время информационно-коммуникационных технологий.

    Можно использовать ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом и самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. Первые диски я покупала сама. А на сегодняшний день в нашей школе создана медиатека учебных пособий. В том числе и по биологии. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно найти их в интернете.

    Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов.

    Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.

    Также достаточно трудно реализуемый на сегодняшний день момент – это компьютерное тестирование. Необходимо использовать такие тесты, когда дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку. Конечно, лучше создавать их самой, но для меня грамотно реализовать этот этап еще трудно, хотя за ним будущее.

    Один из этапов, возможно необязательных, - создание сайта . Я нашла в сети очень хорошие сайты многих своих коллег, учителей биологии. Свой сайт я запланировала сделать летом 2012года, чтобы систематизировать накопленную информацию. Можно будет попробовать использовать его для дистанционного обучения учащихся.

    Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Конечно, уровень знаний ПК не у всех учителей достаточно высокий, мне, например, еще очень многому надо научиться: создавать анимационные проекты, коллажи с использованием программы Photoshop и пр.

    Разумеется, ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам. Тогда задача повышения качества биологического образования будет решаться более эффективно, и, как результат, выпускники станут более компетентными во всех областях естественных наук.



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152