Перед системой образования сегодня ставится главная задача – выпустить из стен образовательного учреждения всесторонне развитую, социализированную и воспитанную личность, готовую к самореализации. В связи с новыми задачами меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стили управления и критерии оценки деятельности учреждений образования. Наши дети находятся в огромном информационном пространстве, не имеющим определенных границ – Интернет, телевидение, компьютерные игры, кинофильмы и т.д. И их воздействие не всегда имеет позитивное влияние на процесс воспитания и социализации ребенка. Исходя из этого, планка воспитательной работы в учреждениях образования должна быть поднята очень высоко.
Воспитательная работа - значимый ресурс повышения качества образования. При этом мы должны помнить, что перед нами ребёнок 21-го века – дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который не только разительно отличается от того ребенка, которого описывали классики педагогической науки прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов 20-го века. Он не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней или тридцатилетней давности, он просто стал другим. И это необходимо учитывать при выборе форм работы. Переход к программированию воспитательной деятельности, использование интерактивных форм, таких как проекты, ролевые игры, КВН, кейс-стади, тренинги, флэш-мобы и другие, стали традиционными в практике лучших классных руководителей города. Нам необходимо шире использовать возможности нашего Казанского образовательного портала для пропаганды лучших воспитательных практик. Что мы с редколлегией журнала «KAZANOBR.RU» и постарались сделать в этом выпуске.
Мы на новом, более высоком уровне, должны продолжить системную работу, которая защитила бы наших детей от вируса национализма и нетерпимости, укрепила гражданскую солидарность и межнациональное согласие. Стержнем этой работы явилась городская программа «Звезда Победы», в реализацию которой включились все образовательные организации. Искреннее внимание к ветеранам и участникам Великой отечественной войны, возрождение традиций тимуровского движения, участие в патриотических акциях, встречах трех поколений, открытие экспозиций и новых музеев – вот неполный перечень дел, которые были проведены в последние годы. Высокую оценку военно-патриотической работе получили в рамках Всероссийского сбора военных комиссаров школа№177, Центр образования №178, кадетская школа-интернат № 6. Проектная деятельность детей и родителей позволила подготовить необходимый материал для участия во всероссийской акции «Бессмертный полк», в которой приняли участие 141 школьник. Уверен, что ребенок, который прикоснулся душой к священной истории нашей Родины, никогда не станет «Иваном, родства непомнящим».
Огромную нравственную составляющую несет в себе благотворительная деятельность. Казанские школьники делают в этом направлении очень большую работу. Это такая палитра добрых дел! Стали традиционными весенняя и осенняя недели добра, акции «Ветеран живет рядом!», «День пожилого человека», «От сердца к сердцу!», помощь детским домам и приютам, больным детям, детям Крыма и Украины и другие. В новом учебном году планируется проведение общегородских недель добра и увеличение количества школ, участвующих в акциях.
Нравственное и физическое здоровье - две стороны одной медали. Важно, чтобы дети осознали, что они сами отвечают за собственное здоровье, иначе все усилия взрослых в этом направлении могут остаться безрезультатными.
Уважаемые коллеги! В этом выпуске мы опять постарались разместить для вас статьи и материалы руководителей, педагогов, методистов и ученых, которые делятся своим опытом работы.
Желаю всем творческих успехов, интересных идей и новых статей!
С уважением,
И.Г.Хадиуллин, начальник Управления образования ИКМО г.Казани, главный редактор журнала KAZANOBR.RU