Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Музыкально–эстетическое воспитание детей в условиях предшкольного образования: методологический аспект

Иванова Ильвира Геннадьевна, к.п.н, учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
Советского района г.Казани

Современный этап развития педагогики неразрывно связан с поиском путей обновления содержания образования, разработкой инновационных технологий обучения и воспитания, дидактических основ образовательного процесса. Безусловно, это касается и предшкольного образования.

В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется основание личностной культуры, которое в дальнейшем позволяет ребенку успешно усвоить любые специальные научные дисциплины [3, с.11]. В связи с этим возникают повышенные требования к предшкольной подготовке ребенка, актуализирует проблемы подготовки детей к переходу в школу, их готовности к постоянному обучению. К тому времени, когда дошкольник пойдет в школу, он должен достичь определенного уровня не только физического развития, но и познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у него требуется сформировать соответствующие личностные качества.

Музыкально – эстетическое воспитание средствами детского календарно – игрового фольклора, в рамках музыкально – игровых занятий предшкольного образования, достигается решением ведущих взаимосвязанных задач, реализующих на основе развития эмоционально – нравственного и музыкального восприятия учащихся.

Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к искусству на основе его восприятия. У дошкольника необходимо развивать эмоциональную отзывчивость, пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку. Вторая педагогическая задача – это формирование осознанного восприятия, уметь не только чувствовать, но и понимать характер художественных образов, логику их развития. Третья педагогическая задача-формирование деятельно-практического отношения к искусству в процессе его освоения, в процессе хорового пения, как наиболее доступной формы музицировния. «Правильная» подготовка, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, познавательном, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка [1, с.19-20].

В основе музыкальных занятий «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения, способствующие:: а) инициированию процессов творческого освоения детьми художественной культуры средствами различных видов их деятельности (игры, художественно – эстетической деятельности, учения и др.); б) творческого воображения дошкольников, творческих способностей ребёнка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); креативности, как ведущего свойства его личности; в) развитию у детей познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций; г) расширению перспективы детского развития путём включения дошкольников в развивающие игры совместной деятельности; культивированию у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью.

В последние годы многие исследователи (М.М. Безруких, Г.А. Дорофеева и др.) констатируют интенсивное увеличение числа учащихся первых классов с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к новым социальным условиям. Эта проблема особенно характерна для детей, не посещавших детский сад. Вот почему такое большое внимание должно уделяться вопросам организации специальной предшкольной подготовки детей, в системе дополнительного образования [2, с.7].

В условиях полиэтнического региона необходимым составляющим компонентом в реализации этих направлений выступает разработка образовательно - развивающих программ по музыкально – эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием этнокультурного компонента. Воспитание детей в условиях предшкольного образования предполагает инновационный подход в разработке содержания учебно – воспитательного процесса, адаптированного к особенностям этого возраста и особенностям поликультурной среды общества.

Автором разработана образовательно – развивающая программа «Родничок», направленная на совершенствование музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием календарно – игрового фольклора. Методологическую основу образовательно – развивающей программы «Родничок» составили: отечественная теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), ведущим направлением которой является теория учебной деятельности, позволяющая обосновать необходимость и возможность единства учебной и художестаенной деятельности на уроках искусства; концепция воспитания искусством Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского прогрессивные концепции образования в других видах искусства, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности; психолого – педагогическая концепция развивающего дошкольного образования (В.Т. Кудрявцев), раскрывающая самоценность дошкольного детства как основополагающего периода в культуротворческом становлении личности.

Программа «Родничок» разработана на основе общедидакических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью, наглядности, а также принципов художественной дидактики: целостности, сходства и различия (Н.А. Терентьева); интереса, увлечённости, изучения музыки как живого искусства (Э.А. Абдуллин); интонационности, ассоциативности, вариативности и образности (Л.В. Горюнова).

Важнейшим принципом программы является её тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции традиционного народного искусства. Тематическое построение помогает отразить различные грани художественного искусства как единого целого. Между всеми темами, в процессе обучения осуществляется логика развития, связанная с постижением народной музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев).

Образовательно – развивающая программа для предшкольного образования «Родничок» определяет уровень знаний, умений, которым может овладеть ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению [3, с.2]. Структура программы состоит из 5 разделов, отражающих основные линии развития ребёнка в процессе художественно – эстетического развития.

Способность ребёнка к фантазии и воображению особенно активно проявляется в жанре детского календарно – игрового фольклора. Обучать детей народным играм, песням, потешкам, необходимо, ибо, именно в фольклоре представлены отобранные тысячелетним народным педагогическим опытом самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, трудовых и физических навыков. И это не просто набор отдельных методических приёмов, а воплощённая в музыкально – эстетической форме воспитательная методика.

Детский календарно – игровой фольклор: прибаутки, побасенки, пальчиковые игры, считалки, загадки всегда любимы и понятны детьми, органично входят в их жизнь, составляя единое игровое образовательно - воспитательное пространство, в котором естественным образом развивается ребёнок дошкольного возраста. Программа «Родничок» предусматривает дальнейшее совершенствование музыкально – эстетической работы с детьми старшего дошкольного возраста в системе предшкольного образования.

Подобные педагогические модели разработки учебно – образовательных программ, с внедрением календарно – игрового фольклора в процесс образования и воспитания детей, в предшкольном образовании нами не выявлены. Анализ современных подходов и ведущих принципов прогрессивных тенденций в образовании позволяют утвердиться в том, что организация общего музыкального образования с позиций развивающего обучения - это реальный продуктивный путь совершенствования преподавания искусства в школе.

Внедрение в практику дошкольного музыкально-эстетического воспитания образовательно – развивающей программы «Родничок», а также разработанной инновационной методикой («пальчиковая гимнастика»), способствующей эффективности развития художественно – творческих умений и навыков детей средствами календарно – игрового фольклора является ещё одним вкладом в совершенствование музыкально - эстетического воспитания дошкольников.


Список литература:

1. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 19 – 20.

2. Буршит И.Е. Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад // Начальная школа плюс До и После - № 10, 2010, с. 6–9.

3. Иванова И.Г. – «Родничок»: образовательно - развивающая программа /И.Г. Иванова.- Казань: «Астория», 2009, с.2.

4. Корепанова М.В Приоритеты дошкольного детства, или Какое обучение нужно сегодняшнему дошкольнику? // Начальная школа плюс До и После. - № 05, 2003, с. 11–



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152