Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе нетрадиционного конструирования

Бурганова Альбина Ильхамовна, заведующая,
Бесчастнова Ирина Анатольевна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5» Приволжского района г.Казани

Дошкольное детство для всех поколений всегда было самой счастливой порой: перед тобой открывается большой и прекрасный мир, полный великих открытий. Но с годами мы, взрослые, как то забываем об этом. Мы забываем о том, что ребенок сам должен открыть для себя этот «великий» мир. Мы хотим дать нашим детям все самое лучшее: последние новинки среди компьютерных игрушек, механизированную технику, интерактивную куклу, но совсем не помним об общении, а ведь именно общение взрослого и ребенка, по большому счету, влияет на воспитание и развитие ребенка. Именно в совместной деятельности, непринужденно общаясь, взрослый передает ребенку свои знания и опыт, обучает ребенка. В этом и есть смысл воспитания: передать ребенку огромный багаж знаний, в том числе об эмоциях, умении общаться с другими людьми, находить общее дело и договориться о распределении ролей и обязанностей.

Из жизни детского сада как-то незаметно ушла непринужденная игровая атмосфера, ее место заняло обучение, от которого дети устают, им некогда играть, им некогда общаться друг с другом, у взрослых нет времени на общение с детьми. И возникают сначала небольшие проблемы в общении у маленьких детей, затем как снежный ком проблемы нарастают и становятся все серьезнее. Эти проблемы достаточно остро встают перед педагогами ДОУ: ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Взрослые в детском саду, в школе помогают детям в развитии социально-коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже владеет в достаточной степени речевым этикетом и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания он может участвовать в диалоге и монологе. Ребенок умеет домысливать события, владеет контекстной речью.

Педагоги нашего детского сада считают, что именно общение взрослого и ребенка дает детям тот самый импульс для приобретения навыков коммуникативного общения, и именно поэтому работа нашего коллектива направлена развитие социально-коммуникативных навыков у детей. Существует большое количество как педагогических, так и психологических приемов и методов, используемых в работе педагогов. В ходе различных игр и экспериментов с разными материалами и пособиями, наши воспитатели остановились на таком виде продуктивной деятельности, как изготовлении поделок.

Какое счастливое лицо у ребенка, когда он мастерит что-нибудь вместе с другими детьми и взрослым. Он чувствует свою значимость, ведь он помогает, создает вместе с другими красивую игрушку или поделку. Каждый ребенок жаждет быть нужным, и наша задача показать ему, что он важная часть детского коллектива, что его слышат, к его мнению прислушиваются. Совместное творчество в создании поделки положительно влияет на его нервную систему и способствует его гармоничному развитию.

Одним из любимых видов детской деятельности является конструирование. В частности, такой достаточно редко используемый в детском саду вид - оригами. Оригами - это уникальная возможность развития тонкой моторики (двигательной функций организма человека, объединяющей биохимические, физиологические и психологические системы), что особенно важно для развития интеллекта детей.

Всем известны бумажные оригами – искусство сложное, которое требует развитой моторики рук. Но существует более демократичный вариант, открывающий большой потенциал для творчества. Мы говорим о полотенцах, точнее об оригами из полотенец. В отличие от складывания бумаги, оригами из полотенец не такое уж и сложное занятие: техника заключается в нескольких простых движениях и массе различных видов складок, которые и позволяют создавать даже самые сложные модели.

Оригами похоже на фокус - из обычного полотенца за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех!

Есть такие игрушки, на которые можно только любоваться, ведь они не закреплены и быстро теряют форму. Но есть и такие варианты укладки, при которых выложенный зверек останется дальше таким же и долго будет радовать глаз воспитанников в группе.

Совместная деятельность взрослого и детей по изготовлению фигурок из полотенец создает условия по обеспечению эмоционального благополучия, по поддержке индивидуальности и инициативы детей, по установлению правил взаимодействия в разных ситуациях. Ведь чтобы изготовить поделку, обязательно нужна помощь взрослого, товарища, да еще и не одного. На основе такого положительного эмоционального фона создается благоприятная атмосфера для развития коммуникативных навыков детей. В процессе выполнения фигуры дети договариваются, кто, что будет выполнять, проговаривают последовательность работы, делятся на группы и т.д. В процессе изготовления фигур дети используют как вербальные, так и невербальные средства общения, так как им нужно согласовывать свои действия. Ребенку необходимо строить понятные для партнера высказывания, учитывать мнение другого участника действия, сохранять доброжелательное отношение друг к другу, если возникли разногласия, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь друг другу.

Еще один положительный момент использования данной деятельности заключается в том, что воспитатель во время процесса складывания фигур или во время игры, организованной с изготовленными фигурами, может давать новые сведения или закреплять уже имеющиеся. Таким образом, мы можем решать задачи по обогащению детей знаниями из разных областей, в том числе и по обучению детей татарскому языку для детей старшего дошкольного возраста. В зависимости от темы и игровой ситуации можно использовать весь спектр рекомендуемого словарного минимума.

Работая с декором, ребенок может смоделировать разные эмоции, описать их, т.е. он может научиться понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей по мимике, жестам и т.д. Овладение всеми этими навыками можно отследить в играх, которые разыгрывают дети с изготовленными игрушками, а впоследствии, и определить уровень развития коммуникативных навыков.

Конструирование из полотенец может включаться в организованную образовательную деятельность, а может быть самостоятельной совместной деятельностью в режимных моментах с подгруппой детей и индивидуально. Изготовленные фигуры могут выставляться на выставке или использоваться в играх детей.

Из опыта работы нашего детского сада мы можем сказать, что интерес в изготовлении фигурок зверей из полотенец присутствует у всех без исключения детей. Работа в подгруппах и индивидуально способствует развитию и накоплению художественного и конструктивного опыта, идет освоение приемов складывания, скатывания, развивается наблюдательность, способность к анализу. Кроме этого идет освоение навыков общения. Как правило, более активный ребенок берет на себя роль лидера и проявляет активность в установлении контактов в совместной деятельности. Происходит обучение детей не только воспитателем, но и другими детьми, которые уже освоили основные приемы.

В качестве наглядного материала педагогами для детей были подготовлены презентации, в которых отражалась последовательность этапов работы. Использование таких презентаций помогает детям продумывать последовательность работы при изготовлении фигур большой сложности.

Опыт работы педагогов детского сада по изготовлению фигурок из полотенец был оформлен как методическое пособие и представлен на конкурсах различного уровня в 2014 году, а именно, на республиканском конкурсе методических разработок «Использование инновационных технологий в современном дошкольном образовании» (диплом III степени), и Всероссийском конкурсе «Лучшая учебно-методическая разработка» (диплом II степени). В настоящее время работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников проводится в рамках городского инновационного проекта в старших и подготовительных группах ДОУ. Надеемся, что работа по этому проекту позволит активизировать творческий потенциал педагогов детского сада, а также поможет в освоении различных форм совместной деятельности педагогов с детьми, повысит уровень социально-коммуникативного развития старших дошкольников.








  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152