Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Культурное взаимодействие взрослого и ребенка – современное требование жизни

Ванюшина Наиля Наиловна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №66» Вахитовского района г.Казани

Доброта, искренность, честность, отзывчивость, терпение и терпимость, умение видеть в себе и в других хорошее, благодарность, скромность, щедрость, ответственность, взаимопомощь, сострадание - это главные нравственные качества личности, которые характеризуют развитие того или иного общества. Будущее нашего общества, нашего государства в руках молодого поколения, то есть в руках наших воспитанников. Основы духовно-нравственного развития закладываются ещё в дошкольном возрасте, поэтому мы, педагоги, должны хорошо понимать, какая большая ответственность лежит на наших плечах. От нас зависит, с каким багажом не только знаний, но и личностных качеств характера наши воспитанники вступят во взрослую жизнь.

В современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем, когда нравственные ценности игнорируются в угоду материальным потребностям, задача возрождения духовно-нравственного воспитания встаёт наиболее остро.

Все дело в том, что воспитание - это результат глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению людей ближайшего окружения и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не только воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Если процесс формирования нравственных качеств вытекает из общения, а ребёнок в детском саду общается постоянно, значит, каждая минута его пребывания в саду воспитывает определённое нравственное качество. Роль воспитателя в этом случае своевременно направлять общение в правильное русло. Нужно постепенно и целенаправленно подводить детей к принятию каждого ребёнка в группе, подмечая в каждом что-то такое, что достойно уважения и любви.

Нередко во время прогулок или режимных моментов возникают такие ситуации, когда дети могут проявить сочувствие и взаимопомощь. Если дети остаются безучастными, то задача педагога своими действиями и словами вызвать в детях эмоциональный отклик и желание помочь. Во второй младшей группе такие ситуации возникают при одевании на прогулку, перед и после дневного сна по причине недостаточной сформированности навыков самообслуживания. Это прекрасный повод привлечь детей проявить сочувствие и вызвать желание помочь.

Особое внимание хочется уделить значению организованной образовательной деятельности в нравственном развитии детей.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы». Следуя принципу интеграции образовательных областей, на мой взгляд, одной из целей каждого интегрированного занятия должно быть создание ситуации, стимулирующей эмоциональный отклик детей на проживаемое детьми событие. Таким образом, каждая непосредственная образовательная деятельность детей будет формировать определённые нравственные качества.

Так как я работаю с младшими дошкольниками, при подготовке к интегрированным занятиям я учитываю возрастные особенности психического развития детей, а именно активизируя их воображение через игру, стараюсь подвести их к осознанию того или иного понятия.

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на детей имеет такая деятельность, как «Чтение художественной литературы». Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, дети становятся эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Ещё больший эффект можно получить, если интегрировать эту область с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Другим важным источником нравственного опыта дошкольников является совместная деятельность взрослого и детей. Здесь удовлетворяются насущные потребности в общении детей, глубже раскрывается внутренний мир ребёнка. Так в совместной деятельности по уходу за домашними растениями зарождаются зачатки одного из главных нравственных качеств - любви ко всему живому. Рассматривая иллюстрации к знакомым сказкам вместе с воспитателем и слушая отрывки из них, ребёнок, вновь и вновь переживает те или иные события. В этот самый момент складывается определённое отношение ребёнка к поступкам героев через развитие его воображения, опираясь на мимику и эмоциональность общения воспитателя. Так при чтении сказки «Лиса и заяц» Аида заметила: «Ах, какая хитрая лиса!» На что я сказала: «Ты хочешь быть такой же хитрой?» «Нет»- ответила Аида. «Почему?» «Она зайчика из дома выгнала». Нередко между ребёнком и воспитателем возникает ситуативный разговор. В этом случае педагогу необходимо проявить особую внимательность, чуткость и смекалку. Например, подходит ко мне расстроенная София и жалуется, что Радик (вновь пришедший мальчик, младше её на пол года) не даёт ей прохода, толкает, дёргает. В ответ на его действия София огорчается. Я предложила девочке самой подойти к Радику и улыбнуться. Через некоторое время я заметила их увлечённо играющих с конструктором. После этого случая они стали добрыми друзьями и подолгу могли заниматься совместной деятельностью. Мне даже не пришлось ни о чём расспрашивать Софию, в один момент она подбежала, весело произнесла: «Я улыбнулась», и как ни в чём ни бывало, убежала играть.

Во время самостоятельной деятельности создаются особенно благоприятные условия для включения детей в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, сострадания, отзывчивости, в полной мере раскрывается возможность в самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках организованной образовательной деятельности. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Самостоятельная деятельность детей как раз и создаёт такие жизненные ситуации. Различные нравственные установки, усваиваемые на интегрированных занятиях, как бы испытываются во время самостоятельной деятельности детей. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения. Дети второй младшей группы часто выбирают в самостоятельной деятельности сюжетно-ролевую игру «Моя семья». Те дети, которые выбрали роли родителей, берут на себя ответственность за остальных, а также инициативность в игре. Дети сами устанавливают нормы взаимоотношений. Так, например, София (мама) говорит Эмилии (дочь): «Так говорить папе нельзя».

Важнейшим источником жизненного опыта дошкольников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в детском саду.

К важным источникам нравственного опыта дошкольников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый ребёнок в силу ограниченности его опыта пережить не может. Поэтому мы с радостью принимаем в детском саду театры с детским репертуаром, эмоционально обсуждаем увиденное действие с детьми. На занятиях кружка «Теремок сказок» дети сопереживают героям сказок, учатся передавать настроение и характер героев через мимику и движения, через продуктивную деятельность.

Большую роль в нравственном развитии детей играют встречи с природой. Наблюдая за ростом растений, жизнью насекомых, движением облаков, исследуя силу ветра, играя с домашними животными, дети учатся доброте, внимательности и чуткости в отношениях, как с объектами природы, так и с людьми. С какой нежностью и волнением рассказывает Артур о «козюшках», этим нежным словом он называет коз, живущих у бабушки в деревне. А с какой радостью изображают дети «таракашку», а потом с удовольствием помогают друг другу подняться. С каким интересом наблюдают за птицами, прилетевшими к кормушке. Задача педагога при этом - суметь дать правильный ответ на множество детских «почему».

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещественно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние в группе.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие детей в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к воспитанникам и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детях веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие желание ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени компетентности педагога, его профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если воспитатель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов. Мои размышления на данную тему вылились в стихотворные строки.

Вернуться в детство, в этот мир.

Где удивленье – твой кумир.

Где каждый миг таит в себе

Открытия новые и интересные.

Где ждут волнения души

Таинственные и неизвестные.

Где просто все

И в тоже время сложно,

И в одночасье стать царицей можно.

И в сказку окунуться с головой,

Сразить Кощея с Бабою Ягой.

А можно просто взять листок бумаги,

Две линии нарисовать штришком,

Вообразить на миг, что это флаги,

И на парад отправиться пешком.

Вот лепит Даша домик расписной,

А может это ёлка под сосной?

Легко играют детские ручонки,

В миг, превращая белочку в волчонка.

Вот строит Костя замок.

Как прекрасен

Видать тот замысел,

Что в голове его,

Коль взгляд его так вдумчив и так ясен!

И даже хочется спросить:

«А я здесь для чего?»

«Что привело меня сюда?»

- Я задаю себе вопрос.

Нашептывают мне года:

«Ответ как ясный день так прост.

Себя увидеть в каждом маленьком ребенке,

Жить вместе с ними, думать и дышать.

Но никогда

Своим по – взрослому законченным сужденьем

Рожденью чуда не мешать!»



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152