Гимадеева Лилия Хамитовна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №253 присмотра и оздоровления» Советского района г.Казани
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Организация пространства должна обеспечить воспитаннику возможность выбора занятий по интересу, их чередования в течение дня, педагогу – возможность эффективно построить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Бесспорно, начиная работу по реализации любого направления развития личности дошкольника, педагог, прежде всего, как необходимое условие, должен создать развивающее пространство, наполненное воспитательным и тематическим смыслом. Актуальным для сегодняшнего времени является реализация национально-регионального компонента содержания дошкольного образования средствами краеведения. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения), специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения. Изучая и обобщая опыт российских детских садов, я сделала вывод, что многие дошкольные учреждения разработали и внедряют систему организации центров краеведения. Выделено три типа элементов развивающей предметной среды: центры краеведения в группах, отдельный центр краеведения всего детского сада и центр краеведения на территории. Работа в центрах, дает возможность дошкольникам применять на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в лес, парк, на предприятия, по городу, в беседах с жителями их родного города.
Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре его народов;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- использование ассоциативных связей;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
- проведение экскурсий самими детьми.
Какими основными принципами должен руководствоваться педагог, формируя центр краеведения? [10;11]
1. Культурологический принцип. (Ребенок присваивает критерии морального выбора в процессе освоения культурного опыта, что определяет значение отбора содержания образования, которое транслирует развивающая среда, особенно учитывая противоречивость компонентов и пластов современной культуры.) 2.Принцип личностно-ориентированного подхода.
3.Принцип развивающего характера образования.
4.Принцип единства аффективных (эмоциональных) и интеллектуальных процессов. (Познавательный материал должен вызывать эмоциональный отклик у ребенка.)
Основное требование к организации культурно-образовательной среды, призванной обеспечить нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию, а также центр краеведения в детском саду должен соответствовать таким требованиям, как:
Ø хорошая освещенность в дневное и вечернее время
Ø целесообразность размещения «экспонатов»,
Ø доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Ø возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.
Каждый детский сад, исходя из своих возможностей, формирует свое развивающее пространство. В нашем детском саду из-за ограниченности площадей в каждой дошкольной группе созданы мини-центры краеведения. Одной из стратегических задач развития нашего образовательного учреждения является задача создания центра краеведения «Деревенское подворье» на прогулочной территории, где в процессе игровой, театрализованной, двигательной, трудовой деятельности дети имели бы возможность усваивать культурно-исторический опыт своего народа.
Мини-центр краеведения является важной составляющей образовательной системы нашего учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, что актуально в таком поликультурном регионе как Татарстан. Центры, уголки краеведения есть в каждой группе детского сада. Приставка «мини» напоминает, что они занимают в групповом помещении очень небольшое пространство, но в зависимости от содержания могут решать широкий спектр педагогических задач. Цель создания центров – всестороннее изучение окружающей местности, родного города, края, своего региона, России.
Мини-центр краеведения является надежным помощником воспитателя при решении следующих задач:
· научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
· воспитывать уважение к культуре своего и других народов (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
· формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
· развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России.
Содержание материалов в групповых центрах краеведения зависит от возраста детей.
Младший возраст (4-й год жизни).
ü Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Праздники дома и в детском саду».
ü Художественная литература: стихи о родном городе, народные сказки, потешки, скороговорки.
ü Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Татарстана», «Наш город во все времена года».
ü Подвижные народные игры народов Поволжья, дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Познай себя».
ü Книжки-раскраски: «Моя улица», «Мой дом», «Мой детский сад».
ü Картинки – иллюстрации: «Труд взрослых», «Дети, живущие в других городах».
ü Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
ü Совместные работы из бросового и природного материала.
ü Образцы декоративно-прикладного искусства.
ü Куклы в русских и татарских костюмах.
Средний возраст (5-й год жизни).
ü Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом «Моя Россия» (города Поволжья).
ü Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Поволжья, рассказы и стихотворения о городе Казани, о Татарстане, о России в целом.
ü Папки - передвижки: «Я живу в Казани», «Раифский заповедник» (о животном и растительном мире), «Город Казань в разные времена года».
ü Подвижные игры народов Поволжья и всей России: игры и листки активности «Мое настроение», «Мой город», «Моя улица», «Моя семья» и другие, разработанные воспитателем.
ü Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.
ü Элементы одежды, посуда народов Поволжья.
ü Игрушки народов Поволжья (дымка, матрешки и т.д.).
ü Атрибуты музыкально-театрализованной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, гармошки и т.д.).
ü Аудио- и видеокассеты о природе родного края.
ü Куклы в русских и татарских костюмах.
ü Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
ü Декоративно прикладное искусство народов Поволжья (игрушки).
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
ü Альбомы: «Наш детский сад», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), «Наша Республика» (медицина, спорт, промышленность, культура, образование), «Народы Поволжья», «Россия».
ü Предметы искусства народов Поволжья, других регионов России .
ü Предметы одежды и быта народов Поволжья.
ü Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
ü Традиции, обычаи, фольклор народов Татарстана, народов Поволжья, других регионов России (описания, иллюстрации).
ü Флаг, гербы и другая символика городов Москвы, Казани, Поволжья, России.
ü Макеты: «Казанский Кремль», «Башня Сююмбике» (объемные), план «Детский сад».
ü Аудио- и видеокассеты «Моя Родина», «Город Казань», «Волжское раздолье» и другие.
ü Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.
ü Куклы в национальных костюмах (чувашский, мордовский, марийский, русский, татарский).
ü Альбом одежды («всех времен и народов»).
ü Выставки работ родителей и детей «Мы живем в Татарстане», «Моя Родина - Россия».
ü Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.
Список литературы
1. Алешкина Л.В. Знакомим дошкольников с родным городом . М., 1999.
2. Детская энциклопедия. Росмэн, 1994.
3. Дитрих Ф. Почемучка. М., 1994.
4. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. СПб., 1998.
5. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские/ Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.Линка-Пресс, 2008.
7. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. Л., 1990.
8. Пантелеева Л.В. Музей и дети. Москва, 2000.
9. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. – М.: Линка – Пресс, 2003.
10. Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка... : пособие по нравственно-патриотическому детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. : Обруч, 2011.
11. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.
12. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
13. Шаповалов И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1990.