Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Воспитание любви к татарскому языку через народную песню

Грачева Галина Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №49» Вахитовского района г.Казани

Радостно смотреть на счастливые лица детей, изумленные от каждого трепещущего на ветерке листочка или спешащего со своей ношей муравья. Ни одна травинка, ни одна букашка не остаются незамеченными, когда малыш идет по земле, делая первые шаги.

Природа – универсальная школа воспитания чувств. Правильное развитие у детей эстетического восприятия природы обогащает воображение, память, волю, художественное мышление, формирует характер. И каждая встреча с прекрасным обостряет чувство любви к Родине. Образы природы – зимы снежной с ее морозами, лета жаркого с веселыми хороводами, весны-красны с звонким гомоном птиц, вернувшихся на родную землю, осени с закромами хлебными – живут в народном музыкальном творчестве, причем шум леса, гомон птиц, шелест листьев удивительно сливаются с напевными мелодиями (особенно народными) песен, хороводов.

В своей деятельности музыкального руководителя я опираюсь именно на поэтические образы природы, особенно при формировании чувства любви к Родине, народной песне, интереса к культуре родного края. Татарская песня - яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Она хорошо расширяет кругозор детей. Обогащая детей новыми словами, выражениями, мы развиваем воображение детей. Дети рисуют в своей фантазии бескрайние поля, первый подснежник на проталинке, медленно бредущего по лесу медведя, проказника Шурале и т.д. Ведь художественно совершенствованные стихи лежат в основе татарской песни. Татарские детские поэты-песенники находят и применяют много красивых выражений, слов, оборотов в своих стихах-песнях. Благодаря этому песня и притягивает внимание малышей, вызывает в них отклик и желание повторять слова, выучить их.

Например, нежные и ласковые слова о маме в песне «Әнием». Слова написаны Л.Юнусовой:

«Әнием, кадерлем!

Син әнҗе бөртегем.

Син хөрмә җимешем,

Син йөрәк тибешем.»

А как западают в душу слова песни «Ак каен»:

«Яшь балалар бигрәк матур кызлар,

Ак каенны соеп мактыйлар.

Яз башында алар һәр ел саен

Ак каенда бәрәм ясыйлар.»

Как патриотично, а вместе с тем любовно звучат слова Г.Тукая в песне «Туган тел:

«И туган тел, и матур тел

Әткәм, әнкәмнең теле.

Доньяда күпнәрсә белдем

Син туган тел аркылы.»

Нас, педагогов, а так же детей, привлекает и народная татарская песня. Привлекает за богатство, разнообразие содержания, яркую образность, юмор. Очень красиво звучат народные слова в песне «Яз килә»:

«Яз килә, яз килә,

Сыерчыклар кайталар.

Аларга оя ясыйлар

Мәктәптәгә балалар.»

Все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых ребят. Простота, близость татарской народной песни, несложность мелодии позволяет петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Так, в младших группах дети с удовольствием поют песни «Мияу» Р.Миннуллина, «Көз» Ф.Шаймарданова, «Песи-нечкәбил» С.Сабирова, «Кыш бабай белән күмәк җыр» М.Андерьянова, «Йоклыйсым килә» Ш.Зигангирова, «Колын» Э. Бикчентаева. В старших группах дети исполняют «Күбәләк» М. Андерьянова, «Бүләгем» Р.Яхина, «Әниләр бәйрәме» И.Салахова, «Шурәле» С. Сабирова, « Дуслык җыры» Ф. Сафина, «Әйлән – бәйлән» Р. Миннуллина , Кәрия – Зәкәрия» татарскую народную песню, «Йөгерек гөрләвек» М.Шабаева, «Кояшлы ил» А. Рашитова.

Если стихи можно только проговаривать, то в песне слова пропеваются. А напевая слова родного татарского народа, дети более чувственно все это воспринимают. Более высока степень впечатлительности. Татарская песня убеждает намного сильнее, чем просто стихи.

В процессе воспитания любви к татарскому языку через татарскую песню главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие. Образец исполнения песни педагогом – основной прием наглядности. Так, когда во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких, демонстрируется сочетание слухового и зрительного восприятия. Если ребенок поднимает свою руку вверх при пении высокого звука, то у него кроме органов слуха и зрения участвует еще мышечное чувство.

Некоторые образы, которые встречаются в песнях, можно предварительно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек, образных упражнений. Наглядность в обучении пению татарских песен повышает интерес детей к татарскому языку, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.

Важным в воспитании любви к татарскому языку является оценка качества детского исполнения песни. Она должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Песня является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребенка. Пение татарских песен благотворно влияет на формирование детского организма – в частности, помогает развитию речи, ее формированию. Разучивая татарские песни, пропевая многократно слова песен, дети учатся правильному произношению (следим и работаем над дикцией), овладевают новыми, ранее не знакомыми словами. Все это ведет к хорошей артикуляции и дикции детей и обогащению запаса слов.

Любовь к татарскому языку, желание знать его, учить тем выше, чем ярче и выразительнее татарская песня преподнесена детям.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152