Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

О роли конкурсного движения в профессиональном росте педагога

Тарасова Виолетта Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад» №151 Ново-Савиновского района г.Казани,
лауреат конкурса «Воспитатель года России – 2014»

Мы вполне можем иметь больше, чем имеем, хотя бы потому, что мы вполне можем в своем развитии стать на ступеньку выше, чем есть сейчас.
Джим Рон

«Нынешние дети другие. Наш мир был миром воображения. Их мир — мир реальности. Они всё видят в истинном свете. Современные дети милы, у них беззаботные, честные глаза, но в них нет волшебства, нет очарования. Очарование ушло и едва ли вернётся». Эти слова английская писательница Дафна дю Морье сказала...в 1949 году! Многое изменилось в мире с тех пор, но актуальность этой мысли - нынешние дети иные – может подтвердить каждое новое поколение родителей и педагогов.

Автоматизируем с мальчиком звук Р. Прошу его изобразить, как заводится мотор у машины: «Дрррр» .... Тут же получаю ответ: «Так только трактор заводится. А у нас машина на сигналке, она – чик – и завелась!» Они живут в высокотехнологичном мире. Пятилетний ребенок, на призыв мамы пойти домой с прогулки заявляет: «Хочу гулять, это моё право!». Они с малых лет знают свои права. Загадала на занятии загадку о сосульке. Неуверенный ответ: «Оттепель? ... Нет? Неужели глобальное потепление?!». Они пресыщены информацией. На вопрос «Чем ласточка скрепляет веточки, когда строит гнездо?» немедленно отвечают: «Скотчем!», «Пластилином!», «Гвоздями!». Несмотря на огромное количество информации, они не имеют знаний об окружающем мире.

Каким же должен быть педагог, обучающий и воспитывающий современного малыша? Задачи современной педагогики в рамках реализации ФГОС – сохранить ребенку детство, как высшую ценность, развить его личность во всех направлениях, сформировать положительное отношение к миру, к себе, к окружающим. Эти задачи могут решить только грамотные, увлеченные своим делом профессионалы.

В моей профессии, находящейся на стыке многих дисциплин, вобравшей в себя лучшее от медицины, педагогики и психологии, настоящий профессионал это компетентный специалист, владеющий речевым этикетом, культурой общения, имеющий выдержку и терпение, чувство юмора, артистизм и находчивость. А еще необходимо быть увлеченным человеком, иметь за душой что-то свое, особенное, то есть быть не просто носителем информации, а создателем необыкновенной эмоциональной атмосферы, в которой каждый ребенок раскроется, как редкий цветок.

Я пришла в коррекционную педагогику из медицины. Медицинское образование и достаточно большой практический опыт помогают мне эффективно работать с детьми с комплексными, системными нарушениями. Конечно, в начале практики были сомнения: вдруг не сумею отстоять свою точку зрения, не справлюсь с программой, не найду общего языка с родителями, которые будут с недоверием относится к моему педагогическому опыту. Здесь на помощь пришли мои коллеги, которые стали моими наставниками, а потом и друзьями, настоящими и верными, на которых можно опереться в трудную минуту. Сейчас я сама с радостью делюсь опытом с коллегами района, города и республики, провожу практические занятия со студентами и слушателями курсов повышения квалификации, консультирую родителей детей с тяжелыми речевыми нарушениями, обобщаю свой опыт, участвуя в конкурсах различного уровня. Отдельно хочется отметить эту форму повышения профессиональной компетентности. По моему мнению, участие в конкурсах - это не только серьёзное увлекательное испытание, новый этап в жизни на пути к новым победам, но и замечательный способ повышения профессионализма, способ обогащения собственного опыта удачными, интересными находками.

2014 год стал для меня особенным – я приняла участие в конкурсе «Воспитатель года 2014». Приобретению новых знаний и навыков помог бесценный опыт – опыт публичного выступления, опыт преодоления собственных страхов и сомнений, опыт взаимодействия с коллегами, работы в команде единомышленников и профессионалов. Понимаю, что залогом моих успехов стала именно командная работа, труд большого дружного коллектива детского сада №151 «Академия детства» под руководством Петручик Татьяны Борисовны. Мы вместе прошли районный, городской, зональный, республиканский и Всероссийский этапы конкурса, выдержали более двух десятков различных испытаний.

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, размышляя о месте конкурсного движения в моем профессиональном росте, я делаю некоторые выводы.

Считаю участие в конкурсе интересной и эффективная формой повышения квалификации, ведь, в отличие от участников традиционной стажировки, мы не были пассивными слушателями лекции или зрителями мастер-класса. Мы непосредственно взаимодействовали с воспитанниками, получали профессиональные комментарии коллег относительно своей практической работы, сравнивали свои результаты с результатами соперников, достигнутыми в абсолютно аналогичных условиях.

Содержание конкурсных испытаний побуждает максимально расширить диапазон профессиональной деятельности. Приходится применять малоизвестные ранее педагогические приёмы и техники, выступать в новых жанрах. Например, на занятиях с детьми мы пели «индейские» песни, которые на самом деле были упражнениями фонетической ритмики, во время мастер-класса с коллегами разобрались в технологии составления дидактического синквейна и лимериков. Приходилось рассказывать о собственном опыте, создавая качественную зрелищную презентацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении спорных педагогических ситуаций.... Все то, чему я научилась во время конкурсных испытаний, я перенесла в свою ежедневную практику.

Конкурс, благодаря сложным условиям на всех этапах, явился мощным психологическим тренингом, позволил мне понять подлинный потенциал своих возможностей. Существенно расширился круг моих профессиональных знакомств, ведь мне пришлось состязаться и общаться, в общей сложности, с несколькими десятками коллег - участниками конкурса и членами жюри. Со многими в настоящее время я поддерживаю тесные профессиональные связи.

Участие в каждом следующем этапе конкурса повышает уровень ответственности. Вначале этого пути я представляла свое образовательное учреждение, потом Ново-Савиновский район, город Казань, а на последнем этапе – Республику Татарстан. Я благодарна своим коллегам – методистам города и района, профсоюзу педагогических работников за поддержку и помощь в подготовке конкурсных испытаний.

Победа в конкурсе педагогического мастерства это, безусловно, личностный и профессиональный рост, материальная поддержка, известность... Главное – это огромная ответственность, побуждающая на протяжении всей дальнейшей деятельности соответствовать высокому званию Лауреата Всероссийского конкурса «Воспитатель года».

В психологии труда есть понятия карьеры горизонтальной и вертикальной. Сделать вертикальную карьеру, значит стать руководителем в системе образования, делать очень важную и нужную работу, но лишить себя радости непосредственного общения с маленькими чудесами – детьми. Успешная горизонтальная карьера, постоянное повышение качества собственного труда, является моей целью в настоящее время. Этот путь привел меня к конкурсу «Воспитатель года 2014», но это только этап, очередной шаг в моем профессиональном развитии. Куда бы ни привел меня этот путь дальше – к расширению практики и открытию собственного дела или к широкой трансляции собственного опыта, к поиску и разработке новых методик коррекционной работы или к получению смежной профессии нейрореабилитолога, это путь постоянного творческого поиска, развития и самосовершенствования. Только мой постоянный профессиональный рост может стать залогом успехов моих воспитанников. Я очень хочу видеть широко распахнутые удивленные глаза детей и понимать, что сейчас и здесь мною закладывается что-то по-настоящему важное и значительное.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152