Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Учитель, воспитай себя

Имидж учителя как один из важнейших факторов воспитания

Миронова Ирина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89»
Ново-Савиновского района г.Казани, методист ИМО УО ИКМО г.Казани

Насколько почетна и ответственна миссия учителя известно всем. Еще великие просветители Нового времени надеялись путем «истинного воспитания» разрешить фундаментальный вопрос - справедливое социальное переустройство общества. Дж. Локк в «Мыслях о воспитании» так сформулировал «великую задачу», возлагаемую на воспитателя: «формировать поведение и душу своего воспитанника, чтобы привить ему хорошие привычки, заложить в нем основы добродетели и мудрости, научить постепенно знанию людей, внушить любовь и стремление подражать всему, что прекрасно и достойно похвалы, и, вооружаясь его силой, энергией и усердием в стремлении к этим целям, приучить делать усилия и дать ему некоторое представление о том, в чем он должен совершенствоваться уже самостоятельно». Здесь нетрудно заметить целую программу воспитания, которую можно охарактеризовать как нравственно – гуманистическую. Собственно именно такое направление принимает педагогика Нового времени в трудах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого – основателей современной педагогики; в их педагогических концепциях выявляется новый образ учителя. Я. А. Коменский первым «преобразовал» облик школьного учителя: из сурового карающего детей судьи и палача он превратил его в гуманного, внимательного наставника детей: «учителя должны знать, хотеть, уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий». Дж. Локк полагает, что «ухаживать за детьми должны только благоразумные люди», так как пример воспитателя должен побуждать ребенка к требуемым способам поведения; собственное поведение воспитателя ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями. Дж. Локк предугадывает идеи В. М. Бехтерева, который считал, что личность учителя в воспитании часто имеет большее значение, чем влияние среды, а авторитет его даже преобладает над авторитетом родителей. И. Г. Песталоцци в образе учителя фиксирует, прежде всего, желаемый характер отношений с учеником – отношения «семейного состояния». Л. Н. Толстой, развивая идею И. Г. Песталоцци об «отеческом отношении» (к сожалению, в настоящее время это все чаще может быть перефразировано в «материнское отношение»), наполняет эти отношения мыслью, интенсивной умственной работой с обеих сторон. В. А. Сухомлинский в книге «Сто советов учителю» выделяет еще одну черту, без которой невозможно педагогическое призвание. Он называет эту черту гармонией сердца и разума. Вряд ли есть другие профессии, кроме профессий педагога и врача, которые требовали бы столько сердечности. Отзывчивость, сердечное беспокойство о человеке – это плоть и кровь педагогического призвания. Учителю нельзя быть холодным и равнодушным человеком. Холодная рассудочность и дотошное взвешивание всего происходящего, боязнь допустить неточность в соблюдении возможных регламентаций вызывает у детей настороженное отношение к учителю, недоверие. Слишком рассудочного учителя дети не только не любят, они никогда не раскрывают перед ним своего сердца. Искусство и мастерство педагога как раз заключается в умении сочетать сердечность и мудрость.

Сегодня личность учителя по - прежнему обеспечивает управление процессом формирования личности школьника, развитием его нравственных и гражданских качеств, то есть процессом воспитания. Одним из важнейших качеств учителя И. Е. Синица называет педагогический такт, с помощью которого тот в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный в данных обстоятельствах способ воспитательного влияния. Действительно, каждый педагогический способ, каждое замечание, которое делает учащимся учитель, должны поднимать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Важно не только добиваться, чтобы учащиеся выполняли требования, но и делать это так, чтобы избежать конфликтов. Однако учитель не должен «перестараться», нарушить чувство меры. Чрезмерность, в чем бы она ни проявлялась по отношению к ученикам, часто дает обратную реакцию. Чрезмерная требовательность ведет к непослушанию, чрезмерная серьезность – к легкомысленности, чрезмерная снисходительность - к грубости и т.д. Кому не известны такие ситуации, при которых чем больше учитель сердится, тем больше ученикам хочется смеяться? Даже если учитель чрезмерно будет беспокоиться о своем авторитете среди учеников, он может потерять и тот, который был до сих пор. Умение «нигде не переборщить» Макаренко относил к педагогическим способностям. Однако педагогический такт нельзя сводить только к чувству меры. Понятие такта значительно шире, чем понятие меры. По своему содержанию педагогический такт учителя – объединение многих качеств его личности, многих умений и навыков.

Собственно все, о чем было сказано выше, относится к имиджу. Это понятие все более начинает волновать профессионалов в различных областях знаний и производства, в том числе работников образования. Понятие «имидж» прочно вошло в наш лексикон, и, главным образом, потому, что имидж профессионала во многом оказывает влияние на взаимодействие с людьми и на эффективность совместной работы. Вспомним фразу древнегреческого философа Ксенофонта «никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Однако создать впечатление и иметь благоприятный имидж, разумеется, - вещи разные. Л. М. Митина считает, что благоприятный имидж состоит в особой мудрости, которая возникает из культуры и деликатности души, духовного опыта, интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Л. Г. Попова отмечает, что без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Только «крылатый» педагог может воспитать «крылатого», счастливый педагог – счастливого, современный педагог – современного человека. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составляющая часть культуры делового общения. Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. По данным социологического исследования, опубликованного в книге В. М. Шепеля «Имиджелогия: секреты личного обаяния», только 19 % педагогов удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Тем более в наше время, когда педагоги втянуты в труднейшее соревнование с телевидением и интернетом: кому быть источником знаний и определенных моделей поведения? Среди составляющих имиджа педагога Л. Г. Попова называет визуальную привлекательность, красноречие, приятнее манеры, образ жизни и др. Интересно отметить, что согласно материалам многих исследований, красивым людям окружающие приписывают гораздо больше позитивных качеств, чем некрасивым или «обыкновенным». Таким образом, учителю необходимо заботиться о своей внешности. Интересный случай: В. В. Давыдов, будучи вице – президентом Российской академии образования, однажды открывая съезд учителей начал свою речь так: «Я знаю, что здесь собрался весь цвет учительства!...»И после паузы: «И вижу, что этот цвет серый». И действительно посмотрев в зал, он увидел серо - черную – синюю однородную массу людей. Справедливости ради, нужно отметить, что за последние годы положение явно улучшилось, но нет предела совершенству.

Внешняя составляющая имиджа может сильно расходиться с внутренней. Но глаз ребенка всегда отличит это расхождение. Можно иметь красивое лицо, костюм, но если внутреннее содержание расходится с внешним, это легко обнаружится в речи и поведении.

Внутренняя составляющая имиджа – это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности.

Человеку, не обременённому значительным духовным багажом, все время приходится принимать «серьезную мину», чтобы не сплоховать, не опростоволоситься, не высказать отсутствие самостоятельного мнения и вкуса. И наоборот, человек, по настоящему причастный к культуре, всегда может себе позволить непринужденную шутку в адрес бесспорных авторитетов.

Внутренняя составляющая имиджа соединяется с внешней многими нитями и прорастает в речи и поступках. Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, то есть, как человек делает что-либо, насколько он энергичен, как быстро реагирует на ситуации и т.д.

Ядро имиджа составляют позиции, установки, легенда. Для современного имиджа важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».

«Победитель» складывается из следующих установок:

1. Высокая, но объективная самооценка

2. Позитивное отношение к жизни

3. Вера в добро

4. Умение видеть и чувствовать сопричастность к происходящему

5. Умение меняться, учиться жизни

Существует ли специфический имидж учителя? Да. Учителя можно легко обнаружить в непрофессиональной среде. Почему? Дело в том, что большинство педагогов загоняют себя в рамки устаревших, неконструктивных правил, в свою индивидуальность, отождествляя себя лишь с ролью учителя. А между тем, педагог должен быть для ребенка другом, старшим товарищем, авторитетом, немного родителем и т.д.

Труд педагога – это искусство развивать и воспитывать детей. Процесс педагогической деятельности не терпит стандарта и шаблона. Поэтому наиболее существенная и необходимая характеристика деятельности учителя – это творчество. Показателем творческого потенциала педагога является уровень развития интересных характеристик его личности: направленности, гибкости, самосознания. Вместе с тем в реальной жизни нетрудно выделить еще один косвенный показатель творческих проявлений учителя – это чувство юмора, которое тесно связано с творчеством, интуицией, остроумием и т.д. Учитель должен обладать настоящим чувством юмора, то есть речь идет о доброжелательном юморе, добром, предполагающем возможность посмеяться вместе над каким-либо эпизодом, сюжетом, анекдотом, не имеющем целью осмеяние кого-либо из присутствующих, а уж тем более из временно отсутствующих. Более высокий уровень чувства юмора характеризуется ситуациями «мы смешные». И, наконец, высшей формой проявления чувства юмора является способность посмеяться над собой, например как в этой истории: «Два учителя биологии ехали на семинар, и остановились у лотка, чтобы перекусить, увидели стаю голубей, на которых одна из них обратила внимание. Один голубь выделялся среди остальных. Учителя стали обсуждать, почему он такой. Говорили, что экология повлияла на его развитие, голуби стали темнее, а этот почти черный. Мужчина, который стоял в очереди, слушал-слушал, и говорит: Женщины, это не голубь, это ворона!» Это действительно была ворона!!!»

Если учитель радуется людям, событиям, ситуациям, сам способен шутить и приносить другим радость, то и дети через механизм социального научения смогут жить более радостно, оптимистично, творчески, наконец. Гибкость поведения, способность отказаться от стереотипов, вырабатывать оригинальные подходы к проблемным ситуациям – это характеристика творческой личности.

Исследователи выделяют типичные ошибки общения, мешающие совместному творчеству и развитию педагога и обучающихся:

1. Излишняя строгость, вплоть до появления грубости («Вырос, а ума не накопил»)

2. Приказной тон («Всем явиться на классный час», «Сесть всем прямо, будете меня слушать»)

3. Многословие в общении, монологизм (в англоязычных странах известно как синдром ТТТМ). Лучше использовать беседу, выслушивать мнение детей.

4. Излишнее количество замечаний

5. Однообразие педагогических приемов и методов, шаблонность, использование одних и тех же фраз

6. Сухость общения, слабость эмоционального контакта

7. Недейственность замечаний

8. Частое указание школьникам на их недостатки. («Разве от тебя услышишь что-нибудь хорошее», «Она же у нас упрямая»)

9. Учитель разделяет общение на «учебное» и «внеучебное», исходя из внешних ситуаций. Таким образом мы препятствуем развитию разностороннего общения с детьми, оставаясь в «верхних слоях общества», и общаясь с ними поскольку этого требует дело.

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо повышать свою эмоциональную устойчивость, с помощью рекомендуемых методов:

1. Пытайтесь заменять отрицательные эмоциональные состояния положительными на основе воли, самовнушения

2. Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, добрых слов и дел

3. Будьте внимательны и тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу, а не разглагольствуйте по поводу очевидных неудач ( Марк Твен говорил, что одного комплимента ему хватает на три месяца безоблачного настроения)

4. Чаще пользуйтесь добрым юмором, поддержите шуткой

5. Если случился конфуз, проанализируйте, сделайте вывод, и прекратите самобичевание

6. Овладейте и пользуйтесь одной из методик релаксации

7. Прогнозируйте ответную реакцию детей на ваше поведение

Следуя этим рекомендациям, мы сможем сохранить психологическое здоровье, а детям нужны психологически здоровые педагоги. И тогда работа с детьми будет приносить лишь удовлетворение и радость.


Литература:

• Андреев А. А. Педагогика высшей школы: (Прикладная педагогика): Учеб. пособие. - М., 2000.

• Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

• Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.

• Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.

• Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.

• Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

• Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983.- 267 с.

• Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2004, №1.

• Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М., Издательство «Академия педагогических наук РРФСР».- 1961.- 658с.

• Учитель в педагогике нового времени. «Педагогика», 2007, № 11

• Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2006.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152