Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Учитель, воспитай себя

Воспитание и развитие качеств личности как условие формирования профессиональной компетентности педагога

Николаевская Ирина Александровна, заведующая сектором высшей квалификационной категории ИМО Управления образования г.Казани,
Шарипова Роза Зарифовна, методист высшей квалификационной категории ИМО Управления образования г.Казани

Воспитание человека... Этой проблеме посвящается очередной девятый номер электронного научно-методического журнала «kazanobr». Конечно, проблема эта заслуживает самого серьезного к себе внимания: воспитание нравственной культуры школьника, гражданственности, воспитание коммуникативной культуры, культуры мышления ...

Всем известен ставший расхожим догмат: воспитать хорошего ученика может только хороший учитель. Каков он, хороший учитель? Как сам учитель позиционирует себя? Попробуем поразмышлять об этом.

Подходит к завершению очередная волна аттестации. Перед глазами педагоги, их профессиональные достижения, экспертная оценка, выраженная в экспертном заключении, и компетентности – баллы – рекомендации. А в голове пульсируют вопросы... Насколько тестовая программа, составленная ИРО РТ для определения уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога, позволяет объективно определить этот уровень в баллах? Может ли эксперт, общаясь с аттестуемым педагогом, за столь мимолетное знакомство составить о нем профессиональное мнение? Ответить однозначно нельзя: либо скорее «нет», чем «да», а, возможно скорее «да», чем «нет», как в известной сказке.

Анализируя аттестационные документы педагогов, знакомясь с экспертными заключениями, сопоставляя самооценку педагогов по компетентностям и оценку экспертной группы по пятибалльной шкале на основе компетентностного подхода, мы отметили, что большая часть педагогов отличается заниженной оценкой собственных личностных качеств, профессиональных возможностей и результатов деятельности. Не случайно, компетентность в области личностных качеств стоит на первом месте среди других шести компетентностей, представляющих профессиональный портрет педагога согласно требованиям профстандарта. Поэтому одной из часто встречающихся рекомендаций экспертов педагогу стало повышение самооценки педагога через саморазвитие, самообразование, самовоспитание в той или иной области.

Рассмотрим понятие «самовоспитание» как один из основных «двигателей» в работе над собой, своими личностными качествами. Известный советский педагог-практик В.А.Сухомлинский считал самовоспитание как «человеческое достоинство в действии», сравнивал его с могучим потоком, «который движет колесо человеческого достоинства». Отмечая важность воспитания личности, можно заметить, что обыкновенно люди являются продуктом жизненных обстоятельств и воспитания. Однако выдающиеся личности, люди, оставившие след в истории, просто сильные личности, как правило, активно работали над собой. Высказывание французского философа Жана Поля Сартра – «человек есть только то, что он сам из себя делает» - лишь подтверждает определяющую роль в личностном развитии.

Что можно посоветовать педагогу по самовоспитанию? В психологии и педагогике всегда активно разрабатываются теоретические и методические основы самовоспитания.

«Самовоспитание,- пишет академик Л.И.Кочетов, - это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» [6].

Если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие аспекты:

· оценка своих недостатков, их критический анализ;

· определение конкретной цели самовоспитания;

· разработка программы самовоспитания;

· определение методов работы;

· аутотренинг;

· самоконтроль.

В основе самовоспитания лежит мотивация самого человека по формированию личностных черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя, это своего рода программа действий. Если подобная "мысленная программа" сформирована, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения. Психологи советуют: иногда даже полезно определить сроки.

Обдумывая аргументы для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивая всех "за" и "против", нужно окончательно поставить и мысленно сформулировать цель. Её полезно, как советуют психологи, в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: самоубеждение, самообязательство, самокритика, мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea - сопереживание), самопринуждение (самоприказ), самонаказание и др.

Не будем останавливаться на каждом из методов, они достаточно широко представлены в литературе по психологии.

Самовоспитание, саморазвитие педагога – необходимое условие для совершенствования личностных качеств, профессиональной компетентности. Повысить профессиональную компетентность поможет самообразование как одна из составляющих работы над собой. Самообразование позволяет оттачивать мастерство учителя, ту «специальность, которой нужно учиться всю жизнь» [9]. Как трактует понятие «самообразование» Большая советская энциклопедия, «Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем С. — средство самовоспитания...» [3]. Применяя эту трактовку к педагогике, под самообразованием можно понимать процесс, при котором педагог работает по индивидуальному проекту в рамках инновационных тем с приобретением научных педагогических знаний.

Выстраивая работу по самообразованию, педагог может спланировать несколько этапов деятельности:

- установочный (психологический настрой, выбор направления деятельности, выбор цели);

- ознакомительный (изучение литературы, других материалов по направлению деятельности);

- аналитический (накопление материала, отбор, анализ, обобщение);

- практический (реализация в педагогической деятельности);

- контрольный (рефлексия).

Наряду с традиционными, ставшими уже привычными формами самообразовательной работы педагога сегодня достаточно эффективны современные формы самообразования. Это и очное и дистанционное образование, и участие в сетевых сообществах, и участие в очных или заочных конкурсах, и создание собственных сайтов или блогов. Таким образом, можно сделать вывод: профессиональное самовоспитание, саморазвитие, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования профессиональной компетентности педагога. Вернемся к вопросу: каков он, хороший учитель? Это профессионал, соединяющий в себе любовь к делу и ученикам, находящийся в постоянном творческом поиске, нацеленный на саморазвитие и профессиональный рост. Только ли? Современный психолог Мэри Кей Эш советует: «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».


Литература:

1. Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, М., изд-во «Лабиринт», 1999.

3. БСЭ, М, изд.3, т.21

4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.

5. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.

6. Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Политиздат, 1975.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. Питер, 2002.

9. Макаренко А.С. «Методика организации воспитательного процесса»

10. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.



  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152