Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление процессом воспитания

Компетентностный подход в воспитании

Шустова Лада Валерьевна, МБОУ «Гимназия №9» Московского района г.Казани
заместитель директора по воспитательной работе

Цель воспитания – научить
наших детей обходиться без нас.
Э.-В. Легуве

В современном обществе качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями. В Программе модернизации российско­го образования, в новых стандартах основного и среднего общего образования цели образования базируются именно на таких подходах.

Обычно понятием компетентность выражают высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста. Ученик считается компетентным, если способен применить усвоенное на практике, т.е. перенести знания на определенные ситуации реальной жизни. Таким образом, компетентность — способность решать реальные жизненные задачи.

Выделяется 5 ключевых компетентностей:

политическая и социальная компетентность;

— способность жить в многокультурном мире;

— коммуникативная культура;

— владение информационными технологиями;

— способность учиться всю жизнь.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода (функции учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) - создание необходимых условий для «само»: САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации. Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

принцип гуманизма,

• принцип социального закаливания,

• принцип сотрудничества и

• принцип ценностной ориентации.

1. Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

2. Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

3. Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

4. Принцип ценностной ориентации направляет педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".

Воспитательная работа в гимназии №9 складывается из нескольких составляющих:

Прежде всего – это школьное методическое объединение классных руководителей. Оно объединяет 12 педагогов начальной школы, 19 – среднего звена и 6 классных руководителей старшего концентра.

Тема методического объединения вытекает из общей темы гимназии. Это стимулирование самовоспитания учащихся как средство успешного саморазвития личности.

Цель МО – это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способность самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины и красоты.

Работа классных руководителей ведется по 5 основным направлениям:

· гражданско – патриотическое воспитание;

· духовно – нравственное воспитание;

· дисциплинарно – правовое воспитание;

· эколого–валеологическое направление;

· художественно-эстетическое воспитание.

Вторая большая составляющая воспитательного процесса - это работа педагогов дополнительного образования. На базе гимназии работают 15 кружков, где занимаются учащиеся с 1 по 11 класс. Все педагоги дополнительного образования являются нашими учителями.

Работа по экологическому направлению ведется в 3-х кружках: «Юный эколог», «Юный натуралист», «Юный биолог».

Историко-культурологической и поисковой работой ребята занимаются также в 3-х кружках. Это клуб «Поиск»,кружок «Юный историк» и музей «Франция – Россия – Татарстан»

Журналистика – это еще одно направление кружковой работы. На протяжении 10-ти лет в гимназии издается своя газета «Зеркало».

Эстетическим направлением охвачено наибольшее количество учащихся. В него входит 3 кружка: Вокальный ансамбль, кружок юный художник и хореографический ансамбль «Бонжур» (в трёх возрастных категориях).

Лауреатами районных, городских, республиканских и даже Российских конкурсов не раз становились театральнее коллективы. В гимназии работают 4 театральные студии. Это русский театр ГЭРТ, французский театр ELF, татарский театр СЭЛЭТ и театр французских миниатюр.

Компетентностный подход подразумевает наличие мотивированной активности, т.е. субъектность человека, который

— проявляет общественную активность (в общественных организациях, самоуправлении и т.д.);

— участвует в социальном проектировании;

— выступает разработчиком социального проекта;

— выступает организатором реализации социального проекта;

— является участником социального проекта;

— ведет исследования социальных проблем, изучает общественное мнение.

Данные критерии выступают целью деятельности педагогического коллектива.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

ПРОЕКТЫ ГИМНАЗИИ

1. Реконструкция школьного двора.

2. Гимназия – зеркало демографической ситуации.

3. Казань экскурсионная.

4. Большая перемена.

5. Театр – средство общения и светоч милосердия.

Проектная деятельность стала неотъемлемой частью школьной жизни. Проектирование умеет видеть проблему в перспективе, ставить цель, планировать свою деятельность, поэтому при правильно организованной проектной деятельности - это технология не только сегодняшнего дня, технология - будущего.

Проектирование развивает социальную активность ребенка. Но следует констатировать, что к активизации жизненной позиции детей не готово само общество. При выполнении проекта дети порой видят, что взрослые не только не могут их понять, оказать помощь, но и с иронией относятся к их проектам. Дети наталкиваются на отсутствие финансовой поддержки своих вполне реальных проектов.

Деятельность учащихся будет успешной при условии признания общественностью заслуг учащихся, фиксации результатов, создании системы поддержания детских инициатив.

Условия, необходимые для формирования личностных компетенций учащихся:

- гражданская компетентность и личные качества педагогов;

- системность работы;

- демократический уклад жизни школы;

- объединение усилий семьи, школы и органов государственно-общественного управления;

- технологии обучения и воспитания (ролевые игры, дебаты, разрешение моральных дилемм, метод проектов и др.);

- социальные практики;

- открытость школы, ее воспитательной системы.

Переход на компетентностное образование - это наиболее адекватное построение образовательной деятельности, поскольку только так мы можем подготовить детей к активному участию во всех позитивных аспектах взрослой жизни.

Но необходимо помнить, что школа не единственный институт общества, который призван заниматься образованием, это один из элементов в системе образования. Вопросом чрезвычайной важности является согласованность действий всех институтов общества.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152