Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление процессом воспитания

Профилактика злоупотребления ПАВ в школьной среде (из опыта работы)

Румянцева Ирина Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Школа №169» Советского района г.Казани

Современная социокультурная ситуация в нашей стране складывается таким образом, что, с одной стороны, у молодого поколения отсутствует личная ответственность за поддержание своего здоровья, с другой стороны, обществу нужны профессионалы, работоспособные, активные, результативные.

Дети и подростки оказываются самой уязвимой группой населения: в силу возраста они ещё не приобрели определённых жизненных навыков, которые позволили бы им сохранить свою индивидуальность и вести здоровый жизненный стиль.

В последнее время отмечается довольно высокий уровень просветительской работы среди населения в сфере ознакомления и популяризации культуры здоровья, здорового образа жизни. И школа в этом процессе занимает ведущую позицию.

Профилактика вредных привычек у школьников – очень сложная и важная задача.

В этой связи особенно важной представляется работа педагогического, родительского и медицинского коллективов, так как только путём согласованных действий всех можно избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотреблению ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В определённой степени профилактика наркозависимости выступает как профилактика преступлений в среде подростков и молодёжи.

Задача воспитательной работы педагогического коллектива школы №169 – создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья и развитие у них потребности в совершенствовании нравственных поступков.

В школе №169 с 2007 года ведёт свою работу «Кабинет по профилактике злоупотребления ПАВ среди подростков», разработана Программа профилактики злоупотребления ПАВ, утверждён план по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся, координационный план по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни, предусматривающие следующие направления: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педколлективом, работа с социумом.

Естественно, что есть необходимость в подготовке к профилактической работе всех участников образовательного процесса: психолога, учителей (в том числе и классных руководителей), родителей учащихся.

К основным направлениям деятельности Кабинета относятся:

· Психолого-педагогическая помощь и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), детей и подростков по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

· Организационно-методическая и консультативная деятельность: оказание помощи учителям, родителям (законным представителям) по вопросам методического превентивных образовательных программ и программ формирования активной психологической защиты детей от вовлечения в употребление психоактивных веществ.

· Профессиональное сопровождение – использование комплексных личностно ориентированных программ для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и правовой поддержке. Координация деятельности с заинтересованными ведомствами по вопросам профилактики зависимости от психоактивных веществ среди детей и подростков.

Общая профилактика употребления ПАВ осуществляется в учебном процессе и во второй половине дня всеми участниками образовательного процесса. В учебном процессе профилактика осуществляется через содержание и соответствующие педагогические технологии таких предметов, как ОБЖ, биология, химия, физическая культура, литература и другие.

Первичная психолого-педагогическая профилактика проводится со всеми учащимися, вторичная проводится с детьми «группы риска». Специальная профилактика – подготовленными по этой проблеме специалистами (медицинскими работниками и психологами).

Особое внимание в школе уделяется обеспечению занятости учащихся в свободное от учёбы время (в том числе и состоящих на учёте в ПДН УВД и внутришкольном учёте).

Работа Кабинета по профилактике злоупотребления ПАВ приносит положительные результаты: снизилось количество учащихся, стоящих на учёте ПДН и КДН, снизились показатели агрессивности в поведении учащихся, в рамках Программы профилактики учащиеся школы ежегодно участвуют в проведении «круглых столов», конференций, семинаров по формированию ЗОЖ, профилактике вредных привычек и негативных явлений у подрастающего поколения, также повысилась успеваемость и качество образования. С 2013 года в школе организована работа объединения «SMS – дети». Участники этого объединения – активные помощники в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Главное – в школе царит система отношений между учениками, учителями и родителями, основанная на доверии и взаимоуважении друг к другу, только такие психолого-педагогические условия являются базой для становления успешной антинаркотической образовательной среды.


Список литературы:

1. Роль социальных, медико-биологических и гигиенических факторов в формировании здоровья населения: сборник статей YIIIМеждународной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – 108 с. / под ред. Л.Н.Савиной

2. Проблемы качества образования в современном обществе: сборник статей YI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – 220 с. / под ред. Л.И.Найдёновой, Н.А.Шигиной

3. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. – Казань: КНПО ВТИ, 2007.

4. Сборник методических материалов в помощь педагогам – психологам образовательных учреждений. - / Сост. Башинова С.Н., Захарова О.К., - Казань: РНЦ «Школа», 2005. – 178 с.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152