Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление процессом воспитания

Роль традиций семейного воспитания в стратегии развития системы "школа-семья-общество"

Камалова Юзиля Замильевна, директор
МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №30» Советского района г.Казани

"Из всех творений самое прекрасное -
получивший прекрасное воспитание человек".
Эпиктет (древнеримский философ)

Тихо и почти бескровно совершилась третья в уходящем столетии русская революция. Старый государственный и общественный строй ушли в прошлое, изменив и прежнюю воспитательную систему. Коренным образом претерпели изменения прежде всего общественное и семейное воспитание, которым принадлежит ведущая роль в формировании личности.

В нашем современном обществе всё заметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с изменениями в экономической, политической и культурной ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к регрессу общества в целом. Легкомысленное отношение к браку, семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и распущенность самым пагубным образом отражается на воспитании детей. А ведь давно известно, что воспитание осуществляется в комплексе, в неразрывном единстве общественного, семейного и школьного воспитания.

В этой триаде ведущее значение, безусловно, принадлежит семейному воспитанию. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи (особенно в начальный период жизни ребёнка) намного превышает другие воспитательные воздействия. Ибо семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека.

Семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, что естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство. Крепкие и здоровые, духовные семьи - мощное государство. Это аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах. История знает много примеров, когда государства, терзаемые революциями, войнами, экономическими и культурными спадами, выстояли и стали могущественными только потому, что у них не была разрушена основная ячейка общества - семья.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., а в выходные - 30 мин. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учёбой ребёнка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Семья и ребёнок - зеркальное отражение друг друга. Эту зависимость давно используют на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети.

Среди множества факторов неудовлетворительного воспитания детей в семье специалисты отмечают и такой веский, как увеличение разрыва между семьёй и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин была одно время не престижной и малопривлекательной и почти устранилась от выполнения роли помощника семьи в воспитании ребёнка. Лишь совсем недавно положение начало меняться в лучшую сторону. И здесь ведущую роль в поддержке семейного и общественного воспитания играют учреждения дополнительного образования детей и, в частности, детские музыкальные школы, школы искусств, детские центры и т.д. Успешная координация воспитательного влияния дополнительного образования связана со спецификой их деятельности: все они ориентированы в основном на индивидуализацию учебного процесса. При этом важно чётко представлять, что музыкальное образование решает несколько комплексных, взаимосвязанных задач: это - коммуникативная, этическая, эстетическая, каноническая (это понятие связано с культурной преемственностью), эвристическая, познавательно-просветительская и в итоге - общественно-преобразующая. Таким образом, музыкальное образование является по своей сути интегрированным явлением, объединяющим в себе:

· музыкальное обучение,

· воспитание

· и развитие.

Все они составляют единый неразрывный комплекс.

Поэтому работу с родителями музыкальные школы проводят практически постоянно.

В музыкальных школах весь учебный процесс строится с использованием основ педагогики сотрудничества, которые предполагают построение единой системы обучения и воспитания.

И главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьёй лежит на преподавателях, ведущих предметы специальных дисциплин. Свою деятельность они организуют через регулярный контакт с родителями учащихся, согласование и координацию с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия. Традиционной формой являются классные собрания-концерты, тематические концерты, личные встречи-беседы, лектории для родителей, а также психологическая поддержка и профессиональное просвещение родителей.

Во многих музыкальных школах практикуются мероприятия, проводимые совместно с учащимися и их родителями. Такие как, музыкальные турниры "Мама, папа, я - музыкальная семья", концерты семейных ансамблей, музыкальные вечера "В кругу семьи" и т.д. Во многих школах уже сложилась многоуровневая система установления и укрепления тесных связей родителей, детей и школы. Активное вовлечение родителей в жизнь школы и, соответственно, в жизнь своих детей - насущная необходимость сегодняшнего дня.

Работа по созданию и формированию общих этических, нравственных и интеллектуальных ценностей должна идти параллельно во всех звеньях системы "семья, школа, общество".

В этой связи глубоко символичны слова древнего китайского мыслителя Лаоцзы:

"Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на соблюдении традиций, сохранении семьи и изучении основ искусств".

В МБОУ ДОД "Детской музыкальной школе № 30" Советского района г.Казани накоплен большой опыт в сфере обобщения современных форм и методов в организации воспитательного процесса. Особое внимание уделяется коллективным видам детского творчества. В школе существует 12 творческих коллективов, многие из которых ведут активную концертную деятельность, результативно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня, добиваясь значимых результатов. Некоторые детские коллективы хорошо известны не только в городе, но и за его пределами, являясь своеобразными визитными карточками школы. Среди таких коллективов стоит отметить ансамбль домристов "Көмеш кыллар", ансамбль народных инструментов "Акварель", ансамбль скрипачей "Кампанелла", инструментальные ансамбли "Колибри", "Нюанс", ансамбль русской песни "Веретёнце" и др. Ансамблевое музицирование оказывает на детей особое воздействие. Оно, развивая у детей важные умения и навыки, расширяет их музыкальный кругозор, активизирует фантазию и творческое начало, формирует их психологические установки и эмоционально-нравственную культуру. Поэтому в школе создана особая среда, где все дети с различным уровнем способностей могут наиболее полно и всесторонне развивать свой творческий потенциал. При этом в учебно-воспитательный процесс активно вовлекаются родители учащихся: организуются совместные репетиции, творческие поездки на различные конкурсы и концерты, посещения музеев, театров, выставок и т.д. Активное сотрудничество педагогов, учащихся и их родителей дает прекрасные результаты: это даёт возможность учить детей видеть и слышать прекрасное, понимать мир искусства, жить и творить по законам красоты.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152