Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление процессом воспитания

Реализация воспитательной функции образования в условиях ДМШ и ДШИ как процесс управления развитием личности

Насыбуллина Эльмира Робертовна - заведующая организационно-массовым отделом,
преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД «Детская школа искусств №4» Советского района г.Казани

Современная школа стоит перед необходимостью кардинальных преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения. Они обусловлены всем ходом общественного развития, его динамикой, необходимостью не только полнее использовать интеллектуальный потенциал народа, но и всесторонне подготовить молодёжь к жизни, содействовать её безболезненной социальной адаптации.

Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обуславливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних - творческое развитие личности, необходимое для всех видов человеческой деятельности. Подчёркивая воспитательную ценность детского творчества, Борис Михайлович Теплов (советский психолог, основатель дифференциальной психологии) подчёркивал: "Раннее вовлечение детей (и не только особо одарённых) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития. Вполне естественно для ребёнка. И вполне отвечает его потребностям и возможностям". Развитие творческой активности ребёнка осуществляется не только в школьном обучении, но и в первую очередь в системе дополнительного образования, в различных видах и формах занятий, предлагаемых этой системой. Детские школы искусств и детские музыкальные школы - модель современных учебных заведений, где гармонично соединяются творческое, воспитательное, профессиональное и образовательное направления и возникает среда, способствующая творческой самореализации учащихся. Музыкально-художественное воспитание в учреждениях дополнительного образования является наиболее востребованными детьми и их родителями. Родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации.

Одной из наиболее важнейших потребностей личности является стремление реализовать заложенный в ней творческий потенциал. Потребность в самореализации как предъявления своей уникальности определяет смысл жизни человека, значимость его личностного "Я" для окружающего мира. Из этого следует, что одной из основных социально-педагогических проблем, предъявляемых сегодня в системе воспитания и образования, является развитие способности ребёнка к творческой самореализации и формирование потребности к ней.

Творческая самореализация - основополагающая категория педагогики саморазвития, эффективность которой проявляется в личностных достижениях, а также - это процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала, своих задатков и способностей в различных видах деятельности, осуществляемых в условиях свободного выбора. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для детей с самого раннего возраста, так как творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь.

Роль дополнительного образования и деятельности ДШИ и ДМШ в системе воспитательной работы, духовного и всестороннего обогащения человека неуклонно возрастает в современной жизни.

Воспитательный процесс должен быть переосмыслен в целях поиска наиболее оптимальных путей повышения духовной культуры каждого учащегося и всей школы как воспитательного учреждения. Этот процесс должен быть хорошо продуман и грамотно организован.

Процесс воспитательной работы подразумевает упорядоченность воспитательных мероприятий в школе, представляющих собой целостную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива. Ценность этой работы во всепроникающем влиянии на личность ребёнка всем укладом жизни школы , формировании "духа" школы , создании атмосферы творчества и интереса к познанию всего нового и неизведанного.

Управлять воспитательном процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, формирует у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам.

Одной из наиболее важнейших потребностей личности является стремление реализовать заложенный в ней творческий потенциал.

Потребность в самореализации как предъявления своей уникальности

определяет смысл жизни человека , значимость его личностного "я"

для окружающего мира, результатом этого является приобретение неоценимого личностного опыта. Опыт играет важную роль в становлении и развития личности. Опыт снимает страх перед взаимодействием с окружающим миром, обеспечивает успешность активной деятельности человека, открывает психологическую дорогу свободы человека в достижении цели.

Основными задачами реализации воспитательной функции образования в условиях ДМШ и ДШИ является:

· Формирование представлений о базовых ценностях;

· Формирование умений строить отношения внутри детского коллектива на ценностно-ориентационной основе;

· Формирование навыков ценностно-ориентированного поведения в социуме;

Механизмы реализации деятельности (формы воспитательной работы)

Наша школа имеет давние традиции с точки зрения значимости их для учащихся. Чтобы привычки формировались и переходили в жизненный опыт необходимо участие учащихся в ситуациях взаимодействия, взаимопомощи, помощи младшим, пожилым и больным людям, участие в общественно-значимых делах.

- Традиционные мероприятия школы

· Театрализованное представление для первоклассников и родителей "Посвящение в юные музыканты";

· Отчётный концерт школы в концертном зале Филармонии им.Г.Тукая "Мир солнечного детства моего";

· Выпускной вечер "Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены";

· День открытых дверей ДШИ №4 .Творческая презентация для будущих первоклассников;

- Мероприятия по отделам школы

· Школьный конкурс солистов и ансамблевого музицирования;

· Классные вечера - концерты для родителей "Рождественские встречи";

· Концерт вокально - хорового отдела "Весенние голоса";

- Совместные мероприятия с образовательными учреждениями СОШ№144, лицеем №149, гимназией №8:

· Концерт, посвящённый Дню города и Республики;

· Концерт-поздравление ко Дню пожилого человека;

· Концерт ко Дню Учителя;

· Открытие пришкольных лагерей;

· Концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 Марта;

· Концерт для жителей микрорайона "Ветераны нашего двора", посвящённый Дню Победы;

Конкурсы районные, муниципальные, республиканские, всероссийские, региональные, международные.

· Всероссийский конкурс юных исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов "Кудесница-балалайка".

- Деятельность музыкального клуба "В мире искусства" в ДОУ микрорайонов Азино -2 и Танкодром.

· ДОУ №394, 399, 398, 332, 333, 402, 46.

- Благотворительная деятельность:

· Концерты-лекции "Подарок друзьям" для воспитанников Республиканского психоневрологического санатория;

· Концерты в центре инвалидов и ветеранов "Дворец наших встреч";

· Участие в благотворительной акции "Служение обществу - превыше всего!", посвящённой "Дню пожилого человека", организованной "Ротари-клубом" г.Казани.

- Социальное партнёрство:

· Выступления в МУП ПАТП-2;

· Выступления в МУП "Медицинская техника и фармация Татарстана";

· Сотрудничество с "Ротари-клуб", участие в детском фестивале "От одарённости к успеху";

· Сотрудничество с "Федерацией водно-моторного спорта Республики Татарстан";

Мероприятия на летний период "5 четверть"

· 1 июня- День защиты детей - концерт в парке "Чёрное озеро";

· Татарский народный праздник "Сабантуй" в Берёзовой роще;

· Выезд обучающихся школы в оздоровительный лагерь "Черноморец" на побережье Чёрного моря;

· Концерт для жителей города "Казанский дворик";


Организация жизнедеятельности школьника должна быть направлена на формирование практического жизненного опыта.

Содержание воспитательной системы Школы направлено на формирование достойного гражданина России. Сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей - задача, достойная учителя!



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152