Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление процессом воспитания

Особенности реализации программы «Общественно-активные школы в Татарстане» на примере СОШ № 111

Долгополова Марина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» Советского района г.Казани,
ЗДВР высшей квалификационной категории

По всему миру растет количество общественно-активных школ, увеличивается потребность школы в активном привлечении сообщества к решению проблем школы. Программа «Общественно-активные школы в Татарстане» (ОАШ) работает уже много лет, а наша школа одна из первых включалась в этот проект.

В школе проводились тренинги, обучающие семинары, был разработан пакет методической литературы, печатались бюллетени.

Сегодня уже ряд школ в Республике Татарстан активно реализует проект ОАШ.

Чем объясняется успех идеи ОАШ?

Реформа образования делается не в Министерстве образования, а в конкретных школах. Движение ОАШ успешно, потому, что оно идет снизу, а не насаждается сверху. Оно также имеет большой педагогический смысл. В обычной школе после уроков деятельность ребенка прекращается. ОАШ обеспечивает участие ребенка в жизни большого общества и успешную социализацию. Важно воспитание гражданской позиции.

Сила трех направлений ОАШ (Демократизация школы, Партнерство, Добровольчество) – в их практической направленности - теоретические знания можно сразу реализовать.

Каждый год к движению ОАШ присоединяется немало новых коллективов. И каждый из них по своему начинает строить работу, исходя из местных условий и возможностей. Каждый пытается найти свое лицо. С каких изменений в работе необходимо начать, чтобы школа стала общественно-активной.

А начинается все с того, что коллектив школы начинает задумываться о своем месте в сообществе, о расширении возможностей школы, о её полезности тому обществу, которое находится вокруг. Формируются своего рода принципы взаимодействия школы и окружающих. Реализация этих принципов приводит к одному: обучению служению интересам сообщества.

Наша школа при переходе на «новые рельсы» начала свою деятельность с того, что мы привели к единому общему знаменателю всю работу школы, пропустив её через призму новых принципов деятельности. Для этого нам не нужно было менять всю работу, необходимо было систематизировать имеющийся опыт. Тем более, что три главных направления ОАШ: демократизация, партнерство, добровольчество, как правило, исчерпывают всю деятельность школы.

В прошлом формирование ценностной ориентации у детей школьного возраста осуществлялось через систему идеологического воспитания в октябрятской, пионерской и комсомольской организациях. Государство обязывало каждую школу иметь все три выше названные ступени, по сути единой организации. Принятый в 1995 году Закон «Об общественных объединениях» запрещает государству создавать общественные организации и участвовать в их работе. После того, как наша страна признала Всеобщую декларацию прав человека и гражданина, в соответствии с которой, определяющим элементом демократического общества является народ и его право на участие в управлении обществом, насущным стал вопрос о том, как воспитывать настоящего гражданина.

В настоящее время перед современной школой стоит не только и не столько задача вооружения учащихся определенной суммой знаний, умений и навыков, сколько воспитания социально-адаптированной и социально-активной личности, которая после окончания школы успешно займет свое место в жизни.

Основная цель, стоящая перед школой сегодня – воспитание гражданина - человека, который конструктивно активен, как в преобразовании собственной жизни, так и в жизни государства и общества.

Ребенок может и должен получать в школе нечто большее, чем просто знания по математике, географии. Ведь именно в школе он учится взаимодействию с другими людьми. У него вырабатываются жизненные ценности, формируются представления о своей роли как личности и гражданина. Поэтому, для того, чтобы обучение гражданина стало демократичным, оно не должно ограничиваться рамками каких-то специальных предметов, а должно стать частью общего подхода к обучению, Которым может пользоваться преподаватель любого предмета при работе с учащимися любого возраста.

Суть в том, что процесс обучения в школе должен строиться так, чтобы поощрять ответственность, активность, проявление индивидуальности и уважение к личности других людей. Из этого следует, что демократическое обучение должно вырабатывать критическое мышление и способность к переоценке с тем, чтобы будущие граждане могли генерировать идеи, развивая те из них, которые представляются важными и отвергая те, которые больше не являются полезными для общества. Демократическое обучение должно также способствовать развитию творческого мышления и умению аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем, для поиска путей преодоления конфликтных ситуаций.

Демократическое обучение не ограничено рамками строго выработанных стандартов, методики или способов преподавания. Оно основано на создании в классе атмосферы, способствующей тому, чтобы учащиеся без страха встречали возникающие проблемы. За демократическим обучением стоит также идея о том, что образование, которое получают учащиеся, во многом определит их жизнь в будущем. А эта идея противоположна часто бытующему мнению, что школьные годы как-то нужно перетерпеть, а настоящая жизнь начнется только потом.

Программа «Партнерство» позволяет направить ресурсы школы на развитие сообщества, общественной самореализации и самоуправления, а также привлекает ресурсы сообщества к развитию образовательного учреждения. Программа «Партнерство» поддерживает вокруг школы в сообществе традиции и практику гражданской активности, благотворительности, добровольчества, она обеспечивает взаимодействие школы с родителями, жителями микрорайона, местной властью и бизнесом, для того чтобы успешно решать общие проблемы, выделенные на основе оценки местных нужд.

Обычно школа начинает развивать неформальные партнерские отношения, являясь инициатором и организатором конкретных дел, объединяющих всех возможных партнеров. Это могут быть благотворительные акции, компании по благоустройству, праздники для микрорайона. Установление социального партнерства с общественностью, властью, бизнесом посредством создания общественной организации на базе школы, как показывает практика, помогает решить ряд очень важных проблем, которые в недалеком прошлом были неразрешимы.

В последние годы в России резко усилилось внимание и требовательность к образованию со стороны родителей, власти, общественности, и обусловлено это не только необходимостью улучшения качества образования, но и состоянием социальной сферы вокруг школы. Школа в свою очередь всячески старается соответствовать предъявляемым требованиям, но существующие проблемы создают непреодолимые барьеры для того, чтобы школа соответствовала запросам общества.

В африканской пословице говорится: Чтобы воспитать одного ребенка, необходимы усилия всей деревни. Очень важно нам всем понимать данную философскую концепцию и пытаться изменить жизнь к лучшему. Согласно данной концепции, школе, чтобы сохраниться в качестве образовательного учреждения, необходима помощь общества. А какое общество готово помочь школе? Только то, которое прямо или косвенно взаимосвязано с этой школой.

На сегодняшний день есть положительный опыт, когда школам оказывают благотворительную помощь на реализацию каких-либо проектов предприниматели, родители и общественные организации.

Не менее органично в деятельность школы вписывается программа «Добровольчество».

Добровольчество – это бескорыстное и абсолютно добровольное участие человека в решении социальных проблем. Это:

· добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции

· активное участие граждан в жизни сообщества

· способ улучшения качества жизни отдельного человека и общества в целом.

Добровольчество в школе по содержанию деятельности и по формам работы внешне напоминает тимуровское движение: часто это помощь старикам, ветеранам ВОВ, малообеспеченным детям. Однако добровольческая деятельность более широка по содержанию: это может быть участие в решении экологических проблем, защита гражданских прав и свобод, организация спортивных и культурных мероприятий. Более существенное отличие в том, что тимуровское или пионерское движение опиралось на идею долга, добровольчество же опирается на потребность человека в общественном участии. Для школы это хорошая возможность социализации ребенка и его гражданского воспитания.

Сегодня, когда в образовательной среде идет активный поиск новых технологий, методик, добровольчество может стать успешной формой развития и реализации личности ребенка. Основные мотивы добровольцев:

· возможность проявления своих лучших качеств

· желание показать себя окружающим в новом качестве

· социализация

· возможность делать одно дело вместе с родителями и педагогами.

Все это позволяет рассматривать добровольчество, как важный компонент успешной самореализации, самоактуализации, саморазвития личности.

Добровольчество - явление, общественное движение, заключающееся в участии граждан в решении проблем общества безвозмездно, без принуждения, направленное на общественно- значимую деятельность.

Доброволец - человек, который по собственному желанию, по доброй воле, в меру своих способностей и свободного времени выполняет социально- значимую работу безвозмездно.

Эффективным механизмом развития добровольческого движения стала акция «Весенняя неделя добра», которая проводится в школе ежегодно в апреле.

Цель акции – вовлечение молодежи в активную деятельность по оказанию социальной помощи населению на добровольных началах.

Главными задачами акции стали конкретные добрые дела, привлечение новых и стимулирование уже работающих добровольцев к дальнейшей деятельности, а также стремление показать единство общественно активных школ.

Принципы акции:

1. Добровольность – добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

2. Открытость – информирование о проведении акции населения;

3. Ответственность – отвечаю за то, что я делаю;

4. Актуальность – я делаю то, что важно и значимо.

Основные идеи Весенней недели Добра:

· Сделать вместе много добрых, полезных дел, помочь сохранить природное богатство;

· Привлечь внимание общественности и государства к совместному решению социальных проблем;

· Пригласить к участию в добровольческой деятельности как можно больше организаций и людей, особенно молодежи.

Таким образом, модель общественно- активной школы является одной из наиболее эффективных моделей школ, способных воспитывать конкурентноспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан, в основе которой лежит тезис: «Образование не есть подготовка к жизни. Образование и есть сама жизнь». ОАШ доказала свою привлекательность и востребованность для российского общества, предлагая реальный механизм объединения активных, творческих людей, которые ориентированы на идеалы гражданского общества, на демократизацию образования и всех сфер социальной жизни, на превращение школ в просветительские и культурные центры сообществ. Важнейшая задача ОАШ - помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе.


Список литературы

1. Ежеквартальный информационный журнал Сотрудничество» №3, 2009.

2. Интенсивная школа РОСТ, Дорофеева М.А., Уткина О.А. Красноярская региональная молодежная общественная организация Центр «Сотрудничество на местном уровне», 2007.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152