Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление процессом воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в МБОУ «Школа №169» Советского района г.Казани

Румянцева Ирина Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Школа №169» Советского района г.Казани

Школа – первая и самая важная ступень гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Гражданско-патриотическое воспитание – многогранный процесс, и решать его следует комплексно. Необходимость комплексного подхода к данной проблеме обусловлена тем, что формирование нравственных качеств человека, важнейшим из которых является патриотизм, не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного воздействия. Вне высоконравственной, общественно-полезной деятельности школьников невозможно их гражданское становление, формирование патриотических чувств.

Для организации данного направления воспитательной работы со школьниками необходима их непосредственная гражданско-патриотическая деятельность, в процессе которой у школьников формируются правильные представления о требованиях к военной службе в рядах Вооруженных Сил, закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной, создаётся и осуществляется программа самовоспитания качеств гражданина-патриота-воина.

Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется в следующих направлениях:

· Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил

В МБОУ «Школа №169» разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ школьников учат работать над собой в направлении формирования активной жизненной позиции, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к собственным традициям и культуре, к культуре и традициям других народов, толерантность, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как «День Знаний», «День пожилых людей», «День Учителя», «День Матери», «День защитника Отечества», «Месячник военно-патриотической работы», «День Победы», «День защиты детей» и др.

Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. В этом плане надо отметить работу Президентского Совета учащихся школы.

Особое внимание в школе уделяется организации встреч школьников с военнослужащими, ветеранами Вов и участниками боевых действий. Школьники посещают ветеранов ВОВ на дому, оказывают по необходимости шефскую помощь, приглашают их на классные часы, для проведения «Уроков мужества», на мероприятия по принятию кадетами «Кадетской клятвы».

Классными руководителями проводятся уроки мужества, беседы, классные часы, выставки, викторины, конкурсы, просмотр видеофильмов. Учащиеся старших классов выезжают на полевые сборы (в рамках курса ОБЖ).

· Работа школьного Музея Боевой и Трудовой Славы.

Музей создан в 2007 году. В музее находятся экспонаты (1104 шт.), раскрывающие военную историю страны, района, подвигов земляков-героев и боевые пути ветеранов. На основе архивных материалов и воспоминаний работников заводов и фабрик г.Казани удалось восстановить историю развития промышленности в нашем городе в годы ВОВ. В копилке «поисковиков» оказалось много интересных исторических и архивных сведений, воспоминаний очевидцев, краеведческих материалов. Наиболее ценным является подлинный материал с раскопок под В.Новгородом. Хранятся подлинные фотографии ветеранов - участников Великой Отечественной войны, а также их воспоминания о трудностях жизни в годы войны. Имеется «Книга почетных гостей».

Весь фонд музея сгруппирован по нескольким экспозициям:

1) «По местам боев II Ударной Армии Вооруженных сил СССР – Долина смерти» (г.В.Новгород),

2) «Они сражались за Родину» (ветераны микрорайона Азино),

3) «Войне вопреки» (тыл в годы Великой Отечественной войны),

4) «Защищать обязан» (современные вооруженные силы России – преемственность традиций),

5) «Солдатский привал» (интерактивная выставка),

6) «Деревенский быт» (интерактивная выставка).

Основными направлениями работы музея можно считать поисково-исследовательскую работу (сбор материалов по истории ВОв в РТ, микрорайоне Азино), воспитательно - образовательную работа на базе экспозиции музея и научно-исследовательскую (архивную) работу. Экскурсоводами из числа старшеклассников проводятся лекции для всех учащихся школы. Тематика лекций разнообразная («Женщина на войне», «Развитие промышленности в г.Казани в годы ВОВ», «Казань в годы Великой Отечественной войны (общий экскурс)», «Выпускники школы №169 – участники боевых действий в Чеченской республике», «Детство, опаленное войной», «Трагедия плена» и другие).

· Детская общественная организация «Военно-патриотическое кадетское объединение».

Детская общественная организация «Военно-патриотическое кадетское объединение» г.Казани, объединяющая в своих рядах учащихся 5-11 – го классов, создана на базе МБОУ «Школа № 169» в 2009 году (на основании ПРИК «Об изменении в сети образовательных учреждений г.Казани» № 5501 от 8.07.2009 г.). Устав и лицензия организации зарегистрированы в Минюсте РТ.

Целью детской организации является формирование у воспитанников высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Учащиеся кадетского объединения занимаются в режиме полного дня, в первой половине педагоги школы проводят учебные занятия по общеобразовательным программам, во второй половине дня дополнительная подготовка, которую осуществляют преподаватели детского центра «АЗИНО», преподаватели УФСИН и офицеры - воспитатели.

Дополнительная программа для кадетских классов предусматривает углубленное овладение навыками и знаниями основ военной службы, конкретное овладение основами военной специальности и специальности «Военный музыкант».

Кадеты изучают следующие специальные дисциплины согласно утверждённым поурочным планам базового курса ОВС:

- история Вооружённых сил и кадетских корпусов России,

- основы тактической подготовки,

- основы огневой подготовки,

- основы военной топографии,

- основы строевой подготовки,

- защита от оружия массового поражения,

- общевоинские уставы ВС РФ,

- занятия по физической подготовке.

Кадеты посещают следующие объединения дополнительного образования: «Рукопашный бой», «Меткий стрелок», «Волейбол», «Дефиле барабанщиков», «Этика и эстетика», «Вокальное пение», «Хореография», «Игра на духовых инструментах».

Кадеты принимают активное участие, как в школьных мероприятиях, так и в районных и городских мероприятиях по формированию гражданско-патриотических качеств.

· Физическая подготовка учащихся.

В здоровом теле – здоровый дух. Всем известная истина. Физическая подготовка одно из наиболее важных направлений. Военно-спортивные игры неотъемлемая часть нашей жизни.

Таким образом, из вышесказанного ясно, что процесс гражданско-патриотического воспитания непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо постоянно помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся. Конечная цель гражданско-патриотического воспитания предполагает развитие потребности добросовестно трудиться на благо Родины и готовность с достоинством и честью защищать свое Отечество.


Список литературы:

1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

4. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

5. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152