Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Технологии воспитания

Национально-региональный компонент на уроках изобразительного искусства в татарской гимназии

Сафиханова Эльвира Халимзяновна, учитель изобразительного искусства
«МБОУ Татарская гимназия №11» Советского района г.Казани

На пути к новой школе, без которой невозможно представить себе завтрашний день России, немало нерешенных проблем. Одна из них - проблема национального образования. Суть ее - в соотношении общего и частного, присущего большинству и меньшинству, в соединении достижений мировой культуры и культуры национальной в процессе обучения и воспитания школьников.

Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, заключается в том, чтобы с детства прививать ученикам чувство сопричастности духовным ценностям, культуре, истории, традициям своего народа, приобщать их к культурно – историческому наследию других народов. Именно школа закладывает основы интернационального и патриотического воспитания личности. Эта ее роль особенно значима в периоды глубоких общественных перемен, в условиях полиэтнического социума.

Формирование у учащихся национально-ценностных отношений к культуре своего народа должно происходить как на уроках, так и в процессе разнообразной внеурочной воспитательной деятельности. На уроках ИЗО должны даваться знания о изобразительном искусстве народов Татарстана и России. Упор делается на обогащение учебных предметов конкретным материалом краеведческого характера.

Изучение богатого наследия национальных традиций татарского народного творчества имеет огромное значение для закладки фундамента патриотических чувств ребенка через искусство. Отношение каждого народа к окружающей его природе, труду, красоте человека строится на знакомых ему образах родного искусства, и опыт чувств предыдущих поколений, всего человечества передается через искусство.

Огромное воспитательное значение имеет приобщение ребенка к истокам народного искусства и художественных представлений народа в татарской гимназии. Раскрыть детям красоту и богатство народного искусства татар, зажечь в ребенке любовь к яркому и самобытному творчеству, дать стимул к появлению новых талантливых мастеров позволяют скусства изобразительные и прикладные, которые таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества; ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. А человек, развитый художественно, находится в поиске, приходит к решению наиболее гармоничному, и его труд наиболее производителен.

Искусство каждого народа имеет ярко выраженное своеобразие. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатываются самими народными мастерами в процессе их художественной практики и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению. Поэтому для развития народного декоративно-прикладного искусства характерна специализация, приводящая к высоким степеням художественного мастерства. Передача традиций в порядке ученичества составляет характерную черту народного прикладного искусства.

Ознакомление с основными этапами в истории развития изобразительного и прикладного искусства, его видами и жанрами, а также с теорией и практикой различных видов прикладного и декоративного искусства должна составлять часть учебного процесса в татарской гимназии, органично сочетаясь с изучением основ изобразительной грамоты, живописи, композиции и скульптуры.

Преподавание прикладного искусства в школе продиктовано жизненной необходимостью, ибо сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Необходимо всячески поощрять введение в программу школ преподавание таких видов прикладного искусства, которые являются традиционными для данной области (края, республики). Важное значение для учебно-воспитательных целей имеет отбор наиболее ценных в художественном отношении и доступных пониманию учащихся образов прикладного, в частности, народного искусства.

При вдумчивом изучении произведений народного искусства прошлого обнаруживаются закономерности, не утратившие своего значения и в наши дни. Так, форма предметов подчинена, как правило, их практическому назначению. Она всегда удобна и красива. Это единство красоты и полезности – один из важнейших принципов прикладного искусства.

Большую роль в создании произведений декоративно-прикладного искусства играет орнамент. Органическая связь его с формой предмета, обусловленность материалом, правильно найденное соотношение с фоном декорируемого предмета и другими декоративными элементами – неотъемлемые качества лучших образцов народного прикладного искусства.

И, наконец, неотделимо от произведений народного искусства их жизнеутверждающее начало, оптимизм и правдивость. Именно в этом огромные воспитательные возможности, предпосылки к пробуждению патриотических чувств и глубокому пониманию основ национальной культуры.

Особое внимание в татарской гимназии должно уделяться изучению народного искусства. В процессе обучения учащиеся познакомятся с декоративно-прикладным искусством, как целостной и сложной художественной системы, созданной в результате условий развития культуры, быта, хозяйства, религии и мировоззрения татарского народа. Приобретают навыки и умения через эскизирование и собственноручное выполнение практических работ по декоративно-прикладному искусству, что способствует раскрытию и развитию их способностей.

С раннего возраста уже в начальных классах школы, где учащиеся получают основы начальной изобразительной грамоты, должна воспитываться любовь к национальному татарскому искусству. Изучая в четвертом классе тему «Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы», дети узнают составные части татарской избы и создают образ татарской деревни. Изучая тему «Образ татарского человека» знакомятся с костюмом казанских татар, рисуют женские и мужские портреты в национальных костюмах, создают картины национальных праздников. Изучая архитектуру Казанского кремля, учащиеся индивидуально выполняют элементы отдельных построек, а на следующих занятиях воссоздают общую композицию. Для лучшего усвоения материала учитель должен использовать таблицы, где показаны разные способы конструирования древних построек. Учащиеся постепенно расширят свои представления о татарской культуре, путешествуя по улицам родного города, собирая открытки, фотографии, просматривая видеофильмы и телепередачи.

Основное знакомство с национальным орнаментом и характерными для Татарстана видами народного искусства учащиеся получат на уроках ИЗО в пятом классе, в разделе программы «Декоративно-прикладное искусство татарского народа». Здесь они познают законы линейного построения орнамента, орнамент в букетной композиции, профильные узоры в украшении наличников окон, орнамент в кожаной мозаике, приёмы построения узоров в орнаментации тюбетеек, интерьер крестьянского дома и национальный костюм казанских татар.. На уроках учитель для лучшего усвоения материала использует таблицы цветочно-растительного орнамента, карточки, наглядные пособия, презентации по «Декоративно-прикладному искусству»

Воспитание через искусство является неотъемлемой частью формирования высоконравственного и духовного человека. Тесная связь восприятия произведения декоративного искусства с окружающей действительностью и практической, художественной деятельностью, способствуют формированию нравственных и эстетических качеств личности гимназиста.


Список литературы

1. Валеев, Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1984.-171с.

2. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар / Г.Ф. Валеева – Сулейманова. – М.: Советский художник, 1990.-215с.

3. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративное искусство Татарстана / Г.Ф. Валеева – Сулейманова. – Казань: Фэн, 1995.-190с.

4. Сергеева Н. Г. Татарское декоративное и изобразительное искусство в системе образования. Программа и учебно- методическое пособие / Н.Г. Сергеева. – Казань: Изд-во «Дом печати», - 2004. -152с.

5. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. – Москва: Просвещение, 1981.-173с.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152