Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Технологии воспитания

Воспитательные возможности интеграции общего и дополнительного образования

Желифонова Анастасия Маратовна, учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г.Казани

Дополнительное образование детей – целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на всестороннее развитие детей с учётом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа личности.

Вот уже десять лет, совмещая работу школьного учителя физики и педагога дополнительного образования Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Советского района города Казани, неоднократно имела возможность убедиться в особой эффективности дополнительного образования при решении таких задач, как развитие у детей мотивации к познанию и творчеству; организация содержательного досуга; укрепление здоровья; удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной, спортивной деятельности в естественных социальных и природных условиях; профессиональное самоопределение детей; организация творческого труда детей; социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе; работа с семьей и др.

Апробирована программа «Физика на туристической тропе», рассчитанная на школьников 8-11 классов (на 4 года обучения в объеме 144 часа в год.), которая предполагает организацию оздоровительно – познавательной деятельности средствами туризма. При чем здесь физика?! «Фюзис» по-гречески природа. Именно физика занимает ведущее место в цикле естественных наук, благодаря своему научному, техническому и гуманитарному потенциалу. Потому что, во-первых, физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире. Во-вторых, физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивает его уверенное продвижение на пути технического прогресса. В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться в шкале культурных ценностей. Опыт показывает, что школьники лучше усваивают знания о физических законах, процессах, явлениях, когда имеют возможность применить их на практике в конкретных жизненных ситуациях.

Кроме того, физический практикум наполняет туристский поход содержанием, расширяет его значение для туристов, повышает целенаправленность их действий, дает новые жизненные стимулы и тем усиливает другие стороны путешествия: его оздоровительную, познавательную, воспитательную и эмоциональную ценность.

Отличительной особенностью данной программы является прикладное значение приобретаемых знаний, умений и навыков по физике, которое выходит за рамки собственно туристской деятельности.

Цель программы: формирование у школьников единой научной картины мира в процессе туристско - краеведческой деятельности.

Для достижения поставленной цели программа призвана решить следующие задачи:

Обучающие:

1. углубление и расширение ЗУН учащихся по физике на занятиях по туризму и краеведению;

2. обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах;

3. обучение приемам наблюдения за физическими явлениями и отработка навыков проведения эксперимента.

Развивающие:

1. развитие творческой, познавательной и созидательной активности учащихся;

2. укрепление здоровья в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;

3. вовлечение учащихся в опытно–исследовательскую деятельность средствами туризма.

Воспитательные:

1. воспитание культуры умственного труда и стремление к конкретной деятельности по изучению окружающей среды;

2. воспитание самообладания и силы воли;

3. воспитание коллективизма и патриотизма;

4. создание условий для профессионального и социального самоопределения личности.

Решению поставленных задач помогает использование современных педагогических технологий: развивающего обучения; проектного обучения; информационно – коммуникативных (для школьников изучение предметов через компьютер и Интернет является наиболее интересным, так как в повседневной жизни они ими постоянно пользуются и виртуальная реальность часто заменяет реальную. Кроме того компьютер обеспечивает прекрасную наглядность. Аудиторные занятия проводятся в школьном кабинете физики, который оснащен современным оборудованием на 100%. Имеются 5 компьютеров, соединенных в локальную сеть и соединенных с сетью Интернет, видеодвойка и мультимедийный проектор, благодаря чему можно сделать занятия эффективнее, познавательнее, нагляднее и современнее.) Используемые на мероприятиях шоутехнологии позволяют вырабатывать общекультурные, коммуникативные и информационные компетенции.

Решению поставленных задач помогают разнообразные формы работы с детьми. Это и походы, и туристические слеты, и вечера, музыкальные гостиные, ролевые и деловые игры, выполнение опытно-исследовательских работ, выступления на семинарах и конференциях. В деятельность кружка активно вовлекается родительская общественность. Вместе выезжаем на природу, приглашаем родителей на занятия и праздничные концерты. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и с родителями и с детьми, на занятиях создается атмосфера психологически комфортная для каждого.

В разделе программы «Физический практикум» предусмотрено закрепление знаний по физике с использованием следующих методических приёмов: наблюдение, решение задач, проведение опытов, экспериментов, анализ, синтез, обобщение, выявление закономерностей, причинно-следственных связей наблюдаемых процессов и явлений, выполнение исследовательских проектов.

На теоретических занятиях осуществляется ознакомление и расширение знаний по физике и окружающему миру применительно к занятиям туризмом.

Основная форма проведения теоретических занятий – аудиторная групповая. Форма практических занятий – учебное занятие по решению физических задач, наполненных конкретным туристическо – прикладным содержанием, учебное занятие на учебно-тренировочной площадке, учебно-зачётное соревнование, туристская прогулка, экскурсия, учебный поход, поход выходного дня, туристский слёт или фестиваль. В период каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах.

Практические занятия проводятся в спортивном зале, на полигоне СДЮТиЭ, в походах и экскурсиях. Дидактический материал к разделу программы «Физический практикум» дан в приложении к программе. Главная цель практических занятий - это совершенствование и углубление знаний, умений и навыков учащихся в практической туристско-краеведческой деятельности с учётом законов физики, развитие наблюдательности и таких интеллектуальных умений, как, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Полученные знания учащимся пригодятся в жизни и помогут им быть более уверенными в достижении своих целей. Туристический поход - это отличная школа жизни, которая закаляет детей и физически, и нравственно. Выполнение в походе различных функций (астроном, физик, краевед, метеоролог, картограф, повар, завхоз, медработник и т.д.), возможно, поможет детям выбрать их будущую профессию.

Подведение итогов усвоения образовательной программы планируется с помощью таких форм, как: тестирование, участие в соревнованиях, туристических слётах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Туризм, как и спорт формирует лидерские качества личности, что очень важно, т.к. социумом востребованы успешные, конкурентноспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Кстати, проведенное мною исследование уровня конкурентоспособности моих воспитанников показало, что 75% из них обладают уровнем выше среднего. А о наших спортивных достижениях говорят наши многочисленные грамоты.

Таким образом, формирование предметных компетенций через интеграцию общего и дополнительного образования помогает выпускнику кружка «Физика на туристической тропе» получить твердые знания об окружающем мире и во всеоружии теории и практики покорять новые вершины.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. /Хуторской А.В. Интернет журнал «Эйдос». -2002. -23 апреля, http://www. eidos.ru/journal/2002/0423/htm.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Полат Е.С. Москва. ACADEMA. 2000.

3. Педагогические технологии./ Шаймарданов Р.Х., Хузиахметов А.Н. Москва. Дрофа. 2008.

4. Программы для системы дополнительного образования. Туристы-краеведы. /Смирнов Д.В. Константинов Ю.С. Москва. ФЦДЮТ и К. 2006.

5. Программы для системы дополнительного образования. Туристы-проводники. / Константинов Ю.С. Москва. ФЦДЮТ и К. 2004.

6. Программы для системы дополнительного образования. Юные туристы-экологи. /Саматина И.А. Москва. ФЦДЮТ и К. 2004.

7. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Физика и туризм. /Роменский А.Ф. Москва. ГОУ ЦРСДОД.2002.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152