Кузьмина Ксения Игоревна, учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» Приволжского района г.Казани
«...никакая внешне предлагаемая информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов».
А.В.Хуторской
В новых федеральных государственных стандартах основного образования особое место отведено деятельностному практическому содержанию образования, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения опыта разнообразной деятельности. XXI век – век стремительного развития науки и техники, и важными человеческими факторами, играющими решающую роль в научном и техническом прогрессе, становятся способность ориентироваться в гигантских информационных потоках, овладевать новыми технологиями. И формировать подобные качества следует начинать со школьного возраста, так как от них будет зависеть конкурентоспособность человека на рынке труда. Поэтому, формирование у школьников ключевых компетенций становится одной из главных задач образовательной организации. Одним из методов формирования подобных компетенций выступает метод проектов.
Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса. В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. При этом учащийся добывает, углубляет и расширяет свои знания по биологии, осуществляет творческую работу, учиться ее анализировать, обобщать и интегрировать, познавать метапредметные и предметные связи дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью. Она предполагает:
· выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
· при выполнении проекта происходит непроизвольное запоминание явлений и процессов;
· в ходе работы над проектом стимулируется развитие творческого мышления, воображения;
· кроме того, создаются условия не только для свободы выражения мысли, но и для осмысления воспринимаемого.
В своей работе я использую несколько видов проектной деятельности:
1. Исследовательские. Целью данного типа проектов является глубокое изучение проблемы, постановка целей, задач исследований, выдвижение гипотезы, нахождение путей решения проблемы, подготовка и защита доклада. Как правило исследовательские проекты направляют учащихся на решение реальных научных проблем. Данный тип проектной деятельности способствует профессиональному самоопределению;
2. Творческие. Целью проектов является сбор и анализ информации, ее оформление в виде макетов, плакатов, газет.
3. Информационно-поисковые. Цель проектной деятельности заключены в сборе и анализе информации, подготовки и защите проектов. Такие проекты носят реферативный характер, становятся источником дополнительных знаний при подготовке к конкурсам и олимпиадам.
Имеют место интегрированные проекты, охватывающие задачи как информационно-поисковых, творческих, так и исследовательских работ. Примером такого проекта может служить работа учащихся по теме: «Космоботаника. Развитие растений в условиях микрогравитации», при работе над которой школьники проводят сбор и анализ информации по данной теме, изучение проблемы развития растений в условиях невесомости, анализ подходящих для растений условий и моделирование среды для выращивания растений на космических станциях. Экспериментальная часть работы при поддержке Федерального космического агентства и ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина» была поставлена на МКС. Результаты эксперимента, фотографии были переданы космонавтами ученикам школы для дальнейшей работы. Данная работа получила высокую оценку на научно-практических конференциях регионального и федерального уровней.
Таким образом, внеурочная деятельность по созданию биологических проектов позволяет учащимся добывать глубокие знания и умения в исследуемой области, анализировать и обобщать их, планировать свои действия, применять на практике, познавать метапредметные связи различных научных циклов, что в конечном итоге приводит к формированию ключевых компетенций школьников.