Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Технологии воспитания

Воспитание учащихся в классном сообществе как способ успешной реализации каждого ребенка в обществе

Аншукова Венера Маратовна, учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 119 Авиастроительного района г.Казани

Важнейшими задачами школы являются успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда. Усиление воспитательной функции образования (формирование социально-трудовых компетентностей: гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Мною была выработана система мер по формированию социально-трудовой, коммуникативной, гражданской компетентностей личности, созданию условий для приобретения обучающими позитивного социального опыта, что осуществляется в моей педагогической практике такими активными методами обучения, как дискуссии, ролевые игры, моделирование ситуации, методы групповой работы.

На уроках информатики и математики, учащиеся овладевают компетенциями, относящимися к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. Это компетенции в общении, умении представить себя, деловой переписке и т. д., которые являются важными в работе и общественной жизни. Выполняем такие виды практических работ, как: напечатать заявление, создать средствами текстового редактора Word резюме для поступления в ВУЗ, написать письмо по электронной почте и т.п.

Моя методическая тема как классного руководителя – «Влияние мастерства классного руководителя на формирование ключевых компетентностей учащихся для успешной реализации ребёнка в обществе». Хочется подчеркнуть в своей методической теме, что всё, чем я обладаю как личность, как творческий человек, как профессионал, все мои таланты и дарования, интересные находки в области ИКТ – должно способствовать успешной реализации ребенка в обществе. На протяжении всей педагогической деятельности я вела классное руководство. И сейчас мои воспитанники - учащиеся 5 а класса.





Воспитательную систему я назвала «Поверь в себя, поверь в нас» неслучайно: наша школа на окраине города, среди родителей класса преобладают люди со средним специальным образованием, социокультурные объекты в нашем районе удалены. В таких условиях реализация ребенка как успешной личности затруднена. Поэтому система воспитательной работы сложилась как сотрудничество с административными и культурными центрами. К примеру, наш класс частый гость в музеях, в театрах, на Авиастроительном предприятии им. С.П. Горбунова и ОАО КМПО, в центрах детского творчества, спортивных клубах и т.п.

Воспитание - это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими. И поэтому, чем бы ни занимались дети в нашем классе: репетируют танец, разрабатывают сценарий проведения «Дня именинников», готовятся к предметной викторине, оформляют классный уголок - я стараюсь помочь советом, совместно выявить и устранить недостатки.



Деятельность, общение и отношения в нашем классном сообществе строятся на следующих принципах:

1. Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию. Каждый должен быть самим собой.

3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса и школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, воспитывался и учился в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности в классе.

5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует дальнейшую работу по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену безграничной требовательности и чрезмерного контроля. Детерминирует успех воспитания внутренняя мотивация.

7. Принцип непрерывности.

Воспитательная система – это живой организм, в котором меняется состав детей и взрослых, их интересы, потребности, ценности, появляются новые направления. Непрерывность процессов моделирования и построения воспитательной системы обусловлена постоянной изменчивостью её элементов, связей, структуры и внешних факторов.



Остановлюсь на одном из них: «Принцип индивидуальности». В классе все – индивидуальности, много детей имеют ярко выраженные лидерские качества. Как направить их энергию в правильное русло, при этом, не ущемляя интересы ребенка? В ходе бесед с родителями, психологом, анкетирования, диагностик и компьютерного тестирования я создаю «Карты интересов» на каждого ученика и выстраиваю индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Так, например, Красильникова Диана профессионально занимается бальными танцами и на конкурсе «Мисс весна», посвященному международному женскому празднику 8 марта, она заняла в нашей школе 1 место. Диана выступает на других конкурсах и мероприятиях: в районном конкурсе среди школ «Большая перемена», «День школы», а также является победителем и призером соревнований по бальным танцам различных уровней: республиканских, всероссийских. В её портфолио не вмещаются все грамоты.



Алексеева Анна - интеллектуально развитый ребёнок, участница предметных олимпиад, различных конкурсов, конференций. Призер муниципального этапа по математике. Неожиданно поразила всех своими творческими работами из бумаги по технологии «квиллинг» на защите проектов «Информационные технологии – наше будущее». Анна принесла много побед нашей школе на различных уровнях в престижных конкурсах и научно-практических конференциях.



Радуют и мальчики своими спортивными достижениями. Защищают честь школы и района на спортивных соревнованиях. Амосов Володя, Гарипов Артур занимают призовые места на соревнованиях по конькобежному спорту, легкой атлетике, футболу. Кожевников Никита занимается водными лыжами, занимает призовые места на различных уровнях.

Вениаминова Эллина со всей ответственностью и творческой одухотворенностью подготовилась к конкурсу «Защита профессий» и заняла 1 место и в школе, и в районе. Заняла 3 место в Республиканском конкурсе «Играют все!» в номинации «Самое яркое представление игры». 3 место в районном конкурсе «Юный программист. (Приложение 3)

Чевелев Ян, Цвященко Богдан занимаются в музыкальной школе... И так можно говорить о каждом ребенке нашего класса. А когда я вижу, что ученик достигает хоть маленького успеха, я понимаю, что намеченное мной сбывается.

Работа с классным сообществом ведется по следующим направлениям: самоуправление, здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг, гражданин, семья, креативность.

Приоритетным направлением моей работы классного руководителя является формирование органа самоуправления «Семерка лидеров». Был проведен «Урок выборов». Состоялось формирование актива класса: выбраны староста, главы секторов по науке, культуре, спорту, по правопорядку, по сектору пресс-центра, милосердия. Ими был выработан «Кодекс ученика», который обсудили на классном часе, утвердили и поместили в классном уголке. Совет класса активно действует, это ядро коллектива – активные ребята, направленные на проведение ярких совместных дел, способные к творчеству, инициативе. Именно совет лидеров руководит подготовкой класса к общешкольным мероприятиям, конкурсам, проведением трудовых десантов, участием в социальных проектах.



По направлению «Здоровье». Для формирования здоровьесберегающих компетентностей, таких, как: позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга, наш класс принимает участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях. Посещаем спортивный комплекса «Триумф». Наш класс был награжден грамотой за активное участие в конкурсе рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» , заняли 2 место в школьных соревнованиях, посвященных Дню защиты детей. (Приложение 3)

По направлению «Интеллект». Для формирования учебно-познавательных компетентностей, таких, как: ставить цель и организовывать её достижение, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий, мы проводим викторины, ток-шоу, участвуем в различных конкурсах и научно-практических конференциях. Хочется отметить создание и защиту проекта «Космос – дорога без конца».

Наш класс был отмечен как лучший коллектив потому, что каждый ребенок принял участие. В этом учебном году выступили на внеклассном мероприятии предметной недели «О, сколько нам открытий чудных...» с защитой своих исследовательских работ. Среди учащихся 5-х классов единогласным решением жюри были признаны лучшими ученики нашего класса: 1 место было присвоено работе «Имя и труды Н.И.Лобачевского в сознании школьников» Утеева Вадима, с которой он стал победителем на VII городской научно-исследовательской конференции им. К.Д. Ушинского в номинации «Юный исследователь», (Приложение 3); 2 место присвоено работе «Нумерология чисел» Ермолаева Тимура.



По направлению «Общение». Для формирования социокультурных и коммуникативных компетентностей, таких, как: уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, иметь позитивные навыки общения, владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, мы организуем классный часы, например, «Искусство общения», ролевые игры, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, дни именинников, дискотеки.

По направлению «Досуг». Также формируются социокультурные и коммуникативные компетентности, в особенности владение эффективными способами организации свободного времени. Мы устраиваем культпоходы в театр, на концерты, в кино, участвуем в проведении праздников, посещаем кружки, секции. Очень запомнилась экскурсия в Национальный музей.



По направлению «Гражданин». Развиваются социокультурные и гражданственные компетенции - такие, как: любовь к Родине, патриотизм, толерантность, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, иметь представление о системах социальных норм и ценностей в Татарстане, в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе. В связи с этим мы изучаем символику России и Татарстана, знакомимся с художественными и историческими ценностями г.Казани, Татарстана; проводим мероприятия, посвященные празднику «Единство России», мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, участие в конкурсах смотра строя и песни. Хочется отметить, что, начиная с 5 класса, мы занимаем 1 место в школе и защищаем честь школы на районных конкурсах смотра строя и песни. (Приложение 3)



По направлению «Семья». Также происходит формирование социокультурных и коммуникативных компетентностей не только у учащихся, но их родителей. Этому способствуют тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации психологов, педагогов-предметников, организация работы родительского комитета, участие в круглых столах, деловых и ролевых играх, диспутах, дискуссиях, организация праздничных поздравлений, чаепития.

По направлению «Креативность». В мероприятиях этого направления формируются компетентности личностного самосовершенствования, таких, как: владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др. Поэтому мы участвуем в выставках рисунков, поделок, стенгазет и т.п., в концертах, конкурсах на лучшего чтеца, певца, смотрах художественной самодеятельности; участвуем в классных и школьных мероприятиях творческого характера. У каждого ученика есть портфолио, где отражаются все достижения ребенка: грамоты за участие в конкурсах, дипломы, сертификаты и т.п.

По направлению «Нравственность». Самое важное, на мой взгляд, направление. Как часто мы слышим, что люди стали равнодушными, не сопереживают другим, не радуются вместе со всеми?! А ведь это мы с вами! И чтобы наши дети нас радовали, я стараюсь развивать в них такие социокультурные и коммуникативные компетентности как: нравственное отношение к людям, милосердие, осознание ценности человеческой жизни, знакомство с примерами нравственной позиции других людей. Были проведены классные часы по темам: «Прометей», «Пожилые люди», «День матери», а главное реализуем различные социальные проекты. Так в этом учебном году в социально-значимой акции по сбору макулатуры по школе наш класс занял почетное 2 место, собрав 311 кг. (Приложение 3)

Проект «Спешите делать добро»: помогаем пожилым людям: чистим двор от снега, навещаем (ведь людям преклонного возраста зачастую не хватает общения, хочется просто поговорить), поздравляем с праздниками, устраиваем чаепития, помогаем по дому: помыть посуду, полы.



Проект «Говорят ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла»

Да, никто не забыт и ничто не забыто. ..

Очень серьезно отнеслись дети к подготовке проекта, посвященного Дню Победы. Посетили ветерана, оказали необходимую помощь, взяли интервью. Поздравили с предстоящим праздником «Днем Победы».

По поручению администрации школы именно нашему классу выдалась честь возложить цветы к памятнику погибшим во время войны работникам Авиастроительного предприятия им. С.П. Горбунова, что ребята и сделали с достоинством и уважением к памяти павшим.

В этом году мои воспитанники заняли 3 место в школьном конкурсе поисково-исследовательских работ по городу-герою Ленинграду, посвященному 70-летию снятия блокады.


Проект «Университет третьего возраста».

Для пожилых людей в нашей школе были организованы курсы по теме «Основы компьютерной грамотности». Я как учитель информатики проводила занятия, а ребята нашего класса мне в этом помогали. Ведь не секрет, что люди в возрасте боятся новой техники, осторожничают, лишний раз не кликнут мышкой, не нажмут на клавишу. А дети с компьютерами «уже на ты», поэтому помогали, сидя рядышком. Очень тепло отозвались наши слушатели о компьютерном ликбезе своим кураторам и поэтому мне вручили благодарственное письмо от «Союза пенсионеров России» по Республике Татарстан. И в этом есть заслуга моих учеников.



Проект «Ты не одна, ты вместе с нами!»


В нашем классе учится девочка с серьезным заболеванием ДЦП. Маша почти не ходит. Плохо и то, что мама не живет с дочерью. Маша на попечении бабушки. Её мир ограничивают стены комнаты. И поэтому мы с ребятами задумали проект «Ты не одна, ты вместе с нами!» Одноклассники навещают Машу, оказывают знаки внимания в дни праздников, общаются через социальные сети в Интернете. Машу иногда приводит бабушка в школу, ей всё-таки хочется побывать в школе, пообщаться с одноклассниками. Ребята относятся к ней со всей теплотой и добротой. И я тоже посещаю её на дому. Провожу обучение математике. Маша очень старательная и любознательная девочка. Ежегодно администрация школы вручает ей грамоту за мужество.


Проект «IT-STАN» и «Технорама»



Экскурсия на ОАО КМПО

В прошлом учебном году наша школа стала победителем конкурса МО и НРТ на получение гранта «Школа после уроков» с проектом «АЙТИСТАН», основными задачами которого являются: обучение учащихся компьютерному 3d-моделированию и работе на современных станках с числовым программным управлением (ЧПУ),

обучение учащихся основам предпринимательской деятельности для реализации производимой продукции. Кроме того, одним из значимых в 2013-2014 учебном году стал совместный проект предприятия ОАО КМПО и школы № 119, «Технорама». Эти два проекта тесно переплетаются: ребята 9 класса изучают 3D моделирование в программах SolidWorks, SolidEdge, NX. Теперь они передают свои знания и навыки работы моим пятиклассникам. С учащимися 9-х классов мы создаем интернет-магазин для рекламы и реализации будущей продукции.

Приобретение учащимися позитивного социального опыта осуществляется по продуманной схеме и в тесном сотрудничестве с социальными партнерами. Для формирования интеллектуального потенциала налажено сотрудничество с культурными учреждениями (музеями, театрами и т.п.), ведутся предметные кружки («Юный программист» и «В мире чисел»).

Для раскрытия творческого потенциала организовано участие в кружках и секциях (художественный, танцевальный, музыкальный, каратэ, хоккей и др.), налажено сотрудничество с ЦВР, ДК им. Гайдара и др.

Для формирования положительного социального опыта осуществляется участие в социально значимой деятельности, участие в социальных проектах, налажено сотрудничество с социальными партнерами: Авиастроительного предприятия им.С.П. Горбунова, ОАО КМПО, участие в социальных проектах озеленения микрорайона, субботниках по благоустройству школьной территории и др., с психологами центра «Сердеш», с которыми в тесном сотрудничестве с классным руководителем регулярно проводятся психологические тренинги, направленные на формирование нравственных качеств личности.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152