Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Технологии воспитания

Воспитание культуры мышления посредством формирования интереса к предметам естественно-математического цикла

Садыкова Зульфия Фаиловна,
методист первой квалификационной категории ИМО Управления образования г.Казани

В последние годы математические методы исследований широко используются почти во всех науках, как биология, физика, химия, медицина. Тем самым, большинству выпускников при поступлении в ВУЗы необходимо изучение точных наук. К сожалению, появилась проблема боязни и интереса учащихся к предметам естественного - математического цикла. Наиболее значимыми факторами снижения интереса и качества обучения по данному направлению являются перегрузки учащихся, несовершенство учебников, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся.

В новой эпохе стремительного развития и изменения технологий, улучшение в преподавании и обучении является ещё более необходимым и важным. Хорошо ли подготовлены наши ученики к этим изменениям? При таких стремительных изменениях смогут ли наши ученики стать успешными? Только в движении вперёд путь современного учителя. Современный учитель тот, который понимает своих учеников и которого понимают его ученики. А для этого надо учителю много над собой работать, постоянно идти в ногу со временем.

Поэтому необходимо коренное изменение роли учащегося в учебно-воспитательном процессе. Современному школьнику недостаточно лишь изучение и зубрёжка "готовой учебной информации", выполнение традиционных заданий учителя. У учеников сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, они о многом имеют представления, поэтому уроки и внеклассные мероприятия, построенные в традиционной форме, без какой-либо мотивации вызывают раздражения и скуку. Это побуждает учителей, искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя.

Без формирования интереса к предмету невозможно воспитать культуру мышления, творческого отношения к обучению, опирающегося на педагогику сотрудничества.

Главным в образовании и воспитании являются цели: развивать способности и природные дарования, обеспечить реализацию интересов и склонностей, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования критического и креативного мышления, воспитать поколение, которое было бы мобильным и успешным в современном мире.

И в этом же нам помогают интеллектуальные игры. Нужно отметить, что при проведении интеллектуальных игр всегда прослеживается активность учащихся. Эмоциональность и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.

Интеллектуальные игры создают ситуацию успеха, а есть успех - есть желание учиться и стать успешной личностью. Основной целью организации и проведения данного вида деятельности является переход учеников от безразличного отношения к повышению интереса к предметам естественно-математического цикла. Интеллектуальные игры:

-развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний;

-помогают раскрыться наиболее эрудированным и талантливым ребятам, для которых знания, наука, творчество имеют первостепенное значение;

- способствуют развитию критического и креативного мышления;

- помогают развивать коммуникативные способности.

Игры, применяемые во внеурочной деятельности, должны быть разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.

Для учащихся 5-9 классов можно провести интеллектуальную игру «Эрудит-клуб». Для этого необходимо участие 6 или 12 команд. Из каждой параллели возможно участие команды, состоящей из 6-ти человек. В первом туре проводится жеребьёвка среди команд. Соревнуются по 2 команды. На табло представлены номера вопросов. Участники команды вправе выбрать номер вопроса. Команды , ответившие на вопрос первыми и набравшие наибольшее количество баллов проходят в следующий тур. На последнем этапе игры остаётся три команды. В отличие от предыдущих этапов игры каждый участник должен ответить на вопрос. В итоге награждаются грамотами и подарками 3 команды и лучшие игроки. Если участники команд не смогли ответить на вопрос, то болельщики или зрители, сидящие в зале вправе ответить и получить бонус для победы как наилучшего активного игрока. А вопросы, на которые участники, болельщики или зрители не смогли ответить, задаются в качестве домашнего задания. Затем в конце игры должна быть озвучена тема для следующей игры. Игра проводится раз в 2 месяца. Темы интеллектуальной игры классифицируются в зависимости от поставленных целей и задач. Например: «Изобретения 21 века», «Архитектура 19 века», «Мне нужно построить дом», «Семейный бюджет», «Нанотехнологии 21 века». В конце учебного года по итогам всех тематических игр проводится итоговая игра, на которой задаются вопросы по всем пройденным тематическим играм в течение года и жюри определяет наилучшую команду и наилучшего игрока. Команда, победившая в итоговой игре «Эрудит-клуб» награждается грамотой и сертификатом на бесплатное посещение экскурсии в планетарий, в музеи технического направления, дом занимательной науки и техники.

В результате такой формы работы учащиеся должны:

-почувствовать красоту и полезность математики в различных областях знаний;

-приобрести навык в решении нестандартных математических и физических задач;

-научиться применять полученные знания и умения в жизни;

- научиться извлекать не только пользу от занятий математикой и физикой, но и восхищаться её красотой.

Приведённый пример внеклассного мероприятия показывает, что воспитательный потенциал содержания курса естественно-математического цикла широк и разнообразен. Учащиеся 5-9 классов, овладевая знаниями и активно участвуя в физико-математической деятельности, приобретают и развивают способности, составляющие культуру их мышления, поведения, отношения к самому себе и обществу.

Известные слова Аристотеля: «Математика ... выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие виды прекрасного», помогут учащимся поддерживать интерес к предметам естественно-математического цикла.


Литература:

1.Мир математики: В40 т. Т1: Математический язык красоты/пер. с англ. М.: Де Агостин,2014.

2.Научный журнал «Инновации в образовании», №11,ноябрь ,2014 г.

3.Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе», №3,март,2013 г.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152