Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Технологии воспитания

Современный подход к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы методического объединения учителей технологии Советского района г.Казани)

Баширова Ольга Владимировна,
руководитель методического объединения, учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «МУК Советского района г.Казани»

«Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером».
И.А. Ильин

Мы живём в сложное и неоднозначное время, и, несмотря на то, что многие вещи переосмысливаются нами или отвергаются, воспитание молодого поколения - проблема актуальная и неисчерпаемая, имеющая особую важность для людей и страны в целом. Особая ответственность в этих условиях ложится на образовательные учреждения, которые очень часто становятся единственным культурным центром жизни многих детей. Школа создает необходимые условия для развития у школьников важных потребностей, интересов и ценностных ориентаций, обеспечивающих развитие личности ребенка в интересах самой личности и общества.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) задачами первостепенной важности названы духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся. «Национальный воспитательный идеал по ФГОС – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны».

Цель работы учителей - превращение школы Знаний в школу Воспитания. На учителей технологии ложится особая ответственность в духовно-нравственном воспитании учащихся. Все направления, применяемые на наших уроках, предусматривают творческую составляющую, без которой невозможно гармоническое развитие личности ребенка.

Методическое объединение нашего района объединяет 35 учебных учреждений и более 40 творческих и талантливых педагогов, которые активно участвуют в различных мероприятиях, конференциях городского и регионального уровней. Все они работают над повышением своего профессионального мастерства, ищут новые подходы и методы в преподавании предмета, разрабатывают авторские программы. Но самое главное - это постоянное взаимодействие наших учителей. В районе проводятся круглые столы, мастер-классы, где педагоги могут обменяться знаниями и умениями в области технологии. Такое постоянное сотрудничество учителей, обмен опытом открывает большие возможности для систематической и целенаправленной работы по воспитанию молодого поколения.

Задачи, которые ставят себе учителя технологии в своей работе многогранны и важны для воспитания самодостаточной личности. Остановлюсь на самых важных из них.

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского и татарского народа – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. По мнению Каршиновой Л.В., - «Сегодня нельзя воспитать человека – гуманиста, имеющего широкие интересы, серьёзные духовные запросы, патриота, способного к творческому труду в любой области, без опоры на народное искусство и национальную культуру.

Приобщать к народному искусству необходимо с ранних лет, а в дальнейшем расширять и углублять эти знания. Уроки «Технологии» позволяют познакомить учащихся с национальной культурой в разделах «Кулинария» и «Декоративно-прикладное творчество». Приобщение к богатству национальной культуры и преемственность поколений прослеживается на уроках рукоделия в гимназии №20. Учитель Халилова Лилия Дамировна тесно сотрудничает с мастером декоративно-прикладного искусства, дизайнером Республики Татарстан Флюрой Калмурзиной. Несмотря на преклонный возраст, она делится с детьми своим мастерством, обучает детей навыкам вышивки бисером на головных уборах и элементах одежды. Кроме этого Лилия Дамировна участвует в подготовке к ежегодным конкурсам национальной культуры «Татар кызы», «Татар егете» в ярмарках и других мероприятиях. Проводя уроки и внеклассные мероприятия в национальном стиле, мы воспитываем уважение к укладу жизни, быту и обычаям наших предков.

Важным аспектом нравственного воспитания учащихся является экологическое воспитание. Развитие в детях экологической ответственности, приобретает сегодня исключительную практическую значимость. Использование знаний о способах охраны окружающей среды в учебной деятельности, об экономии расходования электроэнергии и материалов. Умение принимать и выполнять доступные и необходимые экологические решения в ходе практических работ и творческих проектов - важные составляющие в формировании нравственности в экологическом образовании школьников на уроках технологии. На уроках учителя Мустафиной Лили Эльбрусовны МБОУ «СОШ № 171» поднимается проблема мусора, которая считается экологической проблемой номер один. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается еще одна опасность погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством. Учитель актуализировал проблему использования бесполезного мусора в новых вещах. Ученица 7 «А» класса Газизова Алия заняла II место на IV Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» с исследовательской работой «Эксклюзивные вещи из «мусора» своими руками». Основная задача школы – вооружить школьников навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, способствовать формированию активной гуманной позиции по отношению к природе.

В современной школе патриотическое воспитание это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие патриотических чувств и убеждений, патриотической социально-значимой деятельности. В школе №15 на уроках технологии учителем Авдеевой Натальей Николаевной для интеграции патриотического воспитания и трудового обучения была предложена тема проектной работы: "Подарок ветерану". Учащиеся 6 и 7 классов приготовили и оформили подарки для ветеранов. Девочки 7 класса связали крючком шарфы, а девочки 6 классов изготовили и украсили вышивкой кухонные полотенца. Работы учеников были приняты ветеранами с большой благодарностью, а дети получили заряд эмоций на дальнейшие действия в этом направлении.

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию, цель которого воспитать человека, способного воспринимать, оценивать и творить «прекрасное». Изготовление своими руками красивых и нужных предметов повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Урок технологии ближе к жизни. Всё, что изучил учащийся теоретически можно сделать на практике, но любое дело требует знаний эстетических законов. На протяжении многих лет учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. С 2010 года ученицы Биляловой Розы Насратуловны (школа №175) и Мартыновой Елены Павловны (школа № 58) становились победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии и занимали призовые места на заключительном этапе Олимпиады.

Главной задачей воспитания является выработка у школьников стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Метод проектов, заложенный программным материалом, усиливает заинтересованность учащихся в самовоспитании и самосовершенствовании.

В воспитании школьников с позиции «установки на лидерство» должна быть заложена идея, отождествленная с понятиями « благородство», «доброта», «бескорыстие». Поэтому не первый год апробируется авторский проект учителя технологии высшей квалификационной категории Лаптевой Наталии Николаевны (МУК Советского района), под названием «Дети - детям», реализация которого направлена на бескорыстную помощь нуждающимся детям. Один из разделов данного Проекта в рамках элективного курса «Воспитание лидера» направлен на формирование добродетельных чувств у школьников, готовых быть представленными в качестве лидеров-организаторов. Для этого предусматривается их участие в самостоятельной разработке тематических сценариев и проведении по ним во внеурочное время благотворительных мероприятий. Особенно привлекательным для них является реализация собственных проектов на выбираемую ими разновозрастную аудиторию (дошкольную либо школьную).

Другое направление Проекта – социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся 7-8-х классов школы-интерната №11 (воспитатель Юнусова С.А.). В рамках реализации задач данного Проекта силами учителей и учащихся гимназии №90 проведён мастер-класс «Дети-детям» (17 декабря 2012 года) и семинар «Первые шаги к самостоятельной жизни» (21 марта 2014 года). Такие мероприятия важны в нашей работе, так как позволяют воспитать в детях такие нравственные качества, как гуманизм и милосердие. Учителю нужно как можно раньше знакомить учеников с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.

Наше методобъединение показывает продуктивную работу на протяжении многих лет. Победы в конкурсах, олимпиадах, успешные выступления на конференциях прекрасно иллюстрируют результаты учителей в воспитании самодостаточных и талантливых личностей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации »,http://nsportal.ru/2014/02/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-fgos).

2 Каршинова Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

3 Лисица В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / Дополнительное образование и воспитание. - 2011. – № 11. - С. 20 - 22.

4 Якунина И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения /Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.

5 Кудинова В.В. «Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС». (Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника). http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/05/30/vospitanie-tsennostnykh-orientatsiy-lichnosti

6 Буравлева Л. И. Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии) http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/12/25/uchu-videt-krasotu-esteticheskoe-vospitanie-na-urokakh



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152