Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Технологии воспитания

Зарубежный и отечественный опыт гендерного принципа в полилингвальной школе

Ризванов Ирек Асафович, директор МАОУ «Лицей-интернат №2» Московского района г.Казани,
Колесников Денис Петрович, руководитель методического объединения учителей иностранных языков МАОУ
«Лицей-интернат №2» Московского района г.Казани

В контексте развития системы образования Республики Татарстан и России научно-теоретического обоснования требует дальнейшее использование гендерного принципа при формировании учебного контингента лицея. Гендерный принцип является эффективным средством для достижения образовательных и воспитательных целей лицея.

В мировой практике среди частных, соответственно, более элитных образовательных учреждений преобладают отдельные школы для мальчиков и для девочек. По результатам исследований успеваемости школьников в западных странах вот уже несколько лет в тридцатке лучших школ около 70% составляют школы с раздельным обучением.

Что касается мальчиков, то при раздельном обучении они более раскованы и инициативны, так как в смешанных классах девочки развиваются быстрее и мальчики, чувствуя их превосходство не склонны демонстрировать свои способности и раскрываться. В присутствии противоположного пола на мальчиков огромное влияние оказывает machoculture (заимствованный из западной культуры образ «крутого парня», бунтаря). Это приводит к протесту и непослушанию, а мальчики, одаренные в сфере искусств, считают зазорным раскрываться в этих «немужских» специальностях, чувствуют себя очень неуютно. Часто девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п., у мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

Девочки в присутствии сверстников-мальчиков зачастую больше озабочены не занятиями, а тем, как они выглядят, какое впечатление производят на мальчиков. В женском коллективе им проще сосредоточиться на учебе. В Великобритании школьники имеют право выбирать себе какую-то часть предметов, и совсем не удивительно, что в обычных школах ученицы редко выбирают точные науки. Дело не в способностях, но оказывается, принятый в школах метод подачи материала больше рассчитан на мальчиков. В женских школах такой проблемы нет – там процент девочек, выбирающих математику, физику, химию, гораздо выше.


Распространение гендерного обучения в мире:


1. На Западе раздельное обучение имеет прочную педагогическую традицию. Например, одни из самых престижных частных школ Австралии: KambalaSchool – школа для девочек (основанная в 1887 г.) и ScottCollege для мальчиков (1893 г.). В Канаде популярностью пользуется St-GeorgeSchool – школа-пансион для мальчиков, в США – знаменитая женская GreenwichAcademy.

2. В Великобритании раздельное обучение принято в самых известных частных школах. По мнению англичан, именно частные школы годами выковывают знаменитый британский характер. Так, из стен знаменитого Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви.

3. В России все больше и больше школ начинают применять гендерный принцип. Лидирующие регионы: г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ставропольский край


Начиная с периода нахождения в утробе матери у плода своеобразным «инженером» строительства являются разные гормоны. У мальчиков – это тестостерон, у девочек эстроген. Конечно же, у девочек и мальчиков много сходств. Но не нужно забывать, что у них очень много различий. Учитывать гендерные различия – это эффективный способ повысить успеваемость, всесторонне развить ребенка и наставлять и вести молодые ума в верном направлении.

Различия.

1. Мозг. Исследователи обнаружили более 100 структурных различий среди мальчиков и девочек.

1) языковые процессы: у мальчиков централизованы в левом полушарии мозга, у девочек –множественные языковые процессы в обоих полушариях.

Итог: девочки более вербальны (в среднем, женщины используют больше слов, чем мужчины - включая чтение и письмо). С начальной школы часто возникает отставание мальчиков по сравнению с девочками, что приводит к их демотивации.

2) Пространственное мышление.

Тестостерон мальчиков имеет более крепкие нейронные связи с правым полушарием мозга, результатом чего является, у мальчиков более развито пространственное мышление, абстрактное мышление.

Итог: мальчики больше нуждаются в наличии свободного пространства. Девочки более усидчивы, мальчики проявляют больший интерес к экспериментированию, технологии, языкам программирования и естественно-научным дисциплинам.

3) Сенсорика. Девочки обрабатывают больше информации через органы чувств. Среди них больше аудиалов, у них лучше развито обоняние и осязание.


Преимущества раздельного обучения, основанные на исследованиях мозга.


1) Совместное обучение. Парные и групповые формы работы являются очень эффективной формой организации учебного процесса. Однако исследования показывают, что группирование учеников разных полов вместе может снизить производительность на 50%.

2) Языки. Девочки более эмоциональны и легче делятся своими чувствами. Они любят книги про взаимоотношения, в то время как мальчики предпочитают книги с действиями, событиями. Мальчики чувствуют себя более комфортно и развивают свои языковые способности лучше в раздельном классе.

3) Девочки предпочитают тихую спокойную атмосферу в классе, в то время как мальчикам необходима живая и динамичная атмосфера, в которой должны присутствовать рабочие шумы одноклассников.

4) Дисциплина. Ученики более заняты, имеет место соревновательный дух, что очень важен для мальчиков.


Стратегии по обучению мальчиков:


1. Больше движения.

Большинству мальчикам нужно занять свои руки и тело прежде, чем занять ум.

Мальчики теряют концентрацию внимания через 10-15 минут разговора учителя.Самым неусидчивым ученикам необходимо давать задания физического плана (раздать/собрать материалы) – обеспечение мозга кислородом

2. Включать достаточные паузы и «энерджайзеры»

- BrainGym;

- предметные энерджайзеры;

- музыка;

- тактильные контакты;

3. Регулярный доступ к воде.

Вода – важный компонент физического и умственного здоровья.

Вода составляет 70-80% массы тела и 90% массы мозга – электрические импульсы, которые переносят информацию, требуют стабильную гидратацию.

4. Уроки на открытом воздухе.

- «обусловленная» привилегия;

- больше пространства;

- улучшает настроение, снижает стресс-факторы;

- заряжает наше мышление;

5. Соревновательный дух.

- дружелюбие

- моральные одобрения

- ситуации, где все победители


Советы по улучшению успеваемости мальчиков (на основе опыта раздельных школ):

1) проводить занимательные уроки при интенсивном темпе;

2) разбивать урок на несколько частей

3) применять разнообразные приемы активного учения – пародии, ролевые игры, практические задания, исследование и использование ИКТ;

4) соревновательный дух;

5) ставить краткосрочные цели и четкий временной лимит;

6) совместное обучение с партнером или в структурированной группе;

7) включать возможность вербализации мыслительных процессов;

8) добиваться того, чтобы задания были подходящими и актуальными для мальчиков;

9) обеспечения оценивания их работы публикой (класс, группу, партнер);

10) включать время для самостоятельной рефлексии в конце урока;

11) регулярные положительные отзывы


Особая роль учителей-мужчин

Одной из проблем современного общества является растущая безотцовщина и воспитание подрастающего поколения как превалирующе женское дело, и соответственно это приводит к нехватке на сегодня отцов, дедушек, а также учителей-мужчин. Немногие мальчики имеют достаточное количество положительных образцов для подражания. В итоге, пустота в воспитании очень часто заполняется сигаретами, алкоголем, отчуждением от общества и криминалом.

Не всегда даже в благополучных семьях родитель-отец может найти правильные подходы к решению социальных, эмоциональных и учебных проблем подростков. Современные мальчики растут с большим аппетитом получить внимание от взрослого мужчины со здоровым мировоззрением. Иногда, такую роль играют учителя-мужчины. Мальчикам жизненно важно иметь в жизни образцы для подражания: видеть, как мужчины ведут себя, как творят.



  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152