Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Музейная педагогика

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Ракитина Наталья Юрьевна, учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» Кировского района г.Казани

Сегодня, когда в обществе происходят значительные перемены во всех сферах жизни, вопрос о гражданско-патриотическом воспитании школьников становится приоритетным. Общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей деятельностью вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. И сегодня жизненно важно возродить духовно-нравственные ориентиры, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества. Основной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодого поколения патриота своей страны, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

В современных условиях стала значительно возрастать роль школьных музеев. Благодаря использованию методов и приёмов музейной педагогики, работа по патриотическому воспитанию учащихся становится более эффективной. Коллекции подлинников документов, личных вещей героев дают возможность приобщить школьников к поисково-исследовательской работе. А если в работу музея вовлечены трудные подростки, то это ведет к положительной динамики снижения количества правонарушений среди учащихся.

В стенах нашей школы был открыт музей боевой и трудовой славы в честь Николая Георгиевича Столярова— уроженца Казани, Дважды Героя Советского Союза. С помощью педагогов, учеников, их родителей собраны уникальные экспонаты, личные предметы героя, накоплен богатый материал о событиях военных лет. Ребята с большим удовольствием посещают наш школьный музей. А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, оформительскими работами.

Из самых инициативных и подготовленных ребят был организован Совет Музея. Совет был, координирующим центром по созданию экспозиций. Направление, по которому мы начали поисковую деятельность, это изучение всей имеющейся литературы: справочной, исторической, художественной.

В процессе изучения составлялись выписки, конспекты, картотеки с выписыванием цифр, дат.

Оказалось среди моих учеников, есть юноша, у которого прабабушка училась с Николаем Столяровым в одном классе. Из домашнего архива в школьный музей семья передала фотографии, которые Н.Столяров присылал с фронта. Учащиеся моего класса побывали в Москве, в гостях у дочери героя – Екатерины Николаевны Столяровой, которая передала музею личные вещи отца. На протяжении этих лет Е.Н.Столярова неоднократно приезжала к нам в школу на встречу с учениками. Поисковая работа не прекращается. Ведется тесная переписка с родственниками Николая Георгиевича, однополчанами. В поисках однополчан Н.Г. Столярова большую помощь нам оказали работники историко-культурного заповедника Украины, они же прислали фотографии летчиков 141 гвардейского штурмового авиаполка. Ведя поисковую работу, мы узнали, что стрелком у Николая Георгиевича был наш земляк Иван Хафизов, проживающий после войны в городе Самарканде. Ребята нашли газетные статьи о Н.Г.Столярове. В одной из статей упоминалось имя Хафизова Ивана – стрелка-радиста Н.Г.Столярова. И больше о нем нигде ничего не было. Мы обратились по телевидению с просьбой откликнуться всех, кто что либо знает о Хафизове. И на другой же день нам позвонили, его двоюродные братья, которые нам рассказали о нем. К сожалению, его самого нет в живых, но мы ведем переписку с женой. Поддерживаем связь с родственниками, которые проживают в Казани.

Отдельные экспозиции нашего музея посвящены работе эвакогоспиталя № 3657, который был размещён в нашей школе в годы войны.

Создание этих экспозиций мы начали с изучения архивных документов. С этой целью была организована поездка в город Подольск для работы в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ. Началась интересная и кропотливая работа. Работа эвакогоспиталя №3657 началась на основании приказа № 1 от 29 июля 1941г. На основании приказов начальника госпиталя, Бусыгина Николая Васильевича, о принятии на работу мы узнали фамилии врачей, медсестер, других работников госпиталя № 3657. Сотрудники Республиканского адресного бюро МВД РТ по нашим спискам установили, кто из сотрудников госпиталя проживает на территории РТ, и кто находится за пределами нашей республики. Это позволило нам найти участников тех событий, о которых спустя десятилетия они вспоминают с болью в сердце. Подробно о работе госпиталя ребятам рассказали медицинские сестры: Королева Е.А., Воронова Е. Н., Романова К.П.

Нам удалось разыскать врача-ординатора, старшего лейтенанта медицинской службы, Иванову Зою Петровну, которая теперь является почетным гостем на наших школьных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне.

Собирая сведения о работе эвакогоспиталя № 3657, мы через средства массовой информации обратились ко всем, кто в годы войны волею судьбы оказался в нашем госпитале. В 2006 году к нам в школу из города Ногинска позвонил ветеран Великой Отечественной войны Батышев Николай Иванович и сообщил нам, что с мая по ноябрь 1943г. он лечился в нашем эвакогоспитале. В Ногинск отправились члены Совета музея к Батышеву Николаю Ивановичу с пламенным приветом от медперсонала госпиталя бойцу, которого они лечили, участнику Сталинградской битвы. Затаив дыхание, слушали ученики рассказ ветерана.

Открывая новые страницы истории, ребята прожили и осмыслили прошлое, для того чтобы понимать настоящее. Благодаря поисковой работе, ученики имеют возможность глубже уяснить положения: история – это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

В школьном музее проводятся экскурсии не только для школьников, но и для жителей района, ветеранов, тружеников тыла. На базе музея проходят семинары, уроки, чтения, классные часы.

Создание системы гражданско-патриотического воспитания через школьный музей предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, музеями города и школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. Совет Музея тесно сотрудничает с Казанским аэроклубом, с советом ветеранов Кировского района города Казани, с патриотичным объединением «Отечество», с историко-краеведческим научным обществом учащихся «Зилант».

Идут годы, меняется поколение. Но память должна сохранить имена ее защитников. Пусть во всех наших делах стократно повторяется подвиги героев. Пусть каждый ощутит ответственность перед памятью этих людей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152