Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Музейная педагогика

Особенности патриотического воспитания через дополнительное образование и музейную педагогику

Каплан Анна Маратовна, директор,
Новак Вячеслав Анатольевич, преподаватель-организатор по ОБЖ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» Московского района г.Казани

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад в этот процесс должна внести именно современная школа.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

По словам премьер-министра РФ Д.А. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В обращении к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин отметил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи - в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея. Музей нашей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.

Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейными экспозициями, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.

Основными целями работы музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Каждая школа самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов.

В нашей школе в рамках реализации патриотического воспитания пошли по пути слияния дополнительного образования, музейной педагогики и исторических знаний учащихся.

В течение долгих лет в школе существует музей Боевой Славы как институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного наследия. Музейные коллекции в школьном музее представляют собой группы предметов, сформированные по нескольким признакам. Это стенды и витрины, на которых выставлены результаты поисковой работы учащихся, подлинные вещи, которые были изготовлены и использовались в предвоенное, военное и послевоенное время. Среди музейных предметов есть настоящие раритеты и реликвии. Это и швейная машинка фирмы «Зингер», произведенная еще до войны, и настоящие ордена и медали, полученные фронтовиками, письма с фронта. Каждый экспонат имеет свою историю, которая озвучивается во время проведения экскурсий на трех языках: русском, татарском и английском.

Но созданием традиционного музея мы у себя в школе не ограничились.

Три года назад в школе начал работу кружок стендового моделизма «Арсенал». Вначале кружок создавался как кружок технического творчества, но потом он стал самым настоящим центром изучения истории военного прошлого России и изучения вооружения и военной техники. Результатом работы кружка являются модели-миниатюры, изображающие отдельные эпизоды или макеты знаковых сражения Великой Отечественной войны. При изготовлении миниатюр и макетов используются имеющиеся в продаже и выполненные заводом – изготовителем заготовки для склеивания фигурок солдат и моделей боевой техники. Кроме того, применяются и такие материалы, как гипс, фанера, шпон, клей, монтажная пена, герметик, различный природный материал, камни различного размера, песок, цемент, стекло, ткань, пластик вата, рыболовная леска, картон, бумага, краски различных цветов, спички обычные и спички для камина, соль

Работа над созданием той или иной миниатюры, макета начинается с просмотра фотографий, кадров кинохроники, кадров художественных фильмов, где особое внимание обращается на боевую технику, поля сражений, жизнь и быт солдат, время года, форму одежды, фортификационные сооружения. Водные преграды, оружия и т.д.

После изучения материала планируется, в каком масштабе будет выполнена та или иная миниатюра. Существует два так называемых «ходовых» масштаба. Это 1:35; и 1:72. При масштабе 1:35 фигурка солдат составляет 5 см., в одном наборе завод-изготовитель предлагает от 3 - 12 фигурок, а набор боевой техники включает в себя от 350 – 2000 деталей. Фигурка солдата 1:72 составляет 2,5см. Масштаб 1:35 позволяет более детально рассмотреть экипировку солдата, форму одежды, ордена , медали, погоны, количество пальцев на руках, мимику лица, глаза, нос и т.д. Такой масштаб используют при выполнении миниатюр малого размера. Масштаб 1:72 применим для масштабных больших проектах, где необходимо показать какое-либо сражение, завод-изготовитель предлагает набор фигурок 1:72 в количестве от 50 штук и более. На миниатюрах «Бородинское сражение», «Битва за Москву» и т.д. можно разместить большое количество фигурок людей и техники, населенные пункты, различные неровности и складки местности, лесные массивы, реки, где как бы с высоты птичьего полета можно охватить взглядом сразу все поле битвы.

Когда выбрано наиболее заинтересовавшее изображение, учащиеся приступают к планированию работы, которое включает в себя несколько этапов.

Вначале определяется время года и местность, где происходит действие. Затем выбирается основание (подставка) под военно-историческую миниатюру. В большинстве случаев используются заводские рамки для фотографий. Они бывают разного размера, цвета, формы, но иногда стандартные размеры рамок для фотографий не отвечают выдвинутым требованиям и тогда основанием может служить любая ровная поверхность (старая столешница, толстая фанера, ДСП и т.д.), которая подлежит транспортировке.

Следующий этап - составление на бумаге схемы будущей военно-исторической миниатюры, где сразу указываются объекты, ландшафт, техника, солдаты. Так как схема примерная, то во время работы она дополняется. Производится выбор наборов солдат и аксессуаров (канистры, бочки, мешки с песком, стрелковое оружие, противотанковые ежи, противопехотные заграждения и множество других), необходимых для работы, выбор наборов техники и вооружения (танки, пушки, самолеты, полевые кухни и т.д.). Техника - самый дорогостоящий элемент любой конструкции и чем более она детализирована, тем она дороже. Для сборки вооружения в масштабе 1:35 требуются особые умения и навыки, а для сборки техники в масштабе 1:72, где количество деталей составляет около 20 штук, особых навыков не требуется, т.к. фигурка маленькая. Поэтому в кружке занимаются учащиеся и 2-ых и 10-ых классов, обладающие навыками разного уровня. А заключение работы - подборка материала для создания поверхности миниатюры.

После подготовки всех составляющих проекта участники кружка приступают к созданию местности, создают фортификационные сооружения, блиндажи здания, огневые точки. Определяются с расположением обороняющихся и наступающих войск. Данный этап очень важен, так как здесь требуется полная достоверность происходившего в истории. Окрашивается поверхность, при необходимости обжигаются элементы конструкции, она дополняется различной растительностью (трава, деревья, кустарники), а при необходимости в элементы конструкции устанавливается светодиодная подсветка для имитации огня, производится покраска солдат и боевой техники. Используется специальная краска и растворители, кисти разного размера и прибор аэрограф. Солдат раскрашивают кисточкой, а технику аэрографом. При покраске аэрографом объекты техники выглядят реальными, есть возможность окрашивать поверхность несколькими оттенками, плавно переходящими один в другой.

Далее - расстановка людей и техники на заранее подготовленные места. Этот процесс наиболее продолжителен, так как требует постоянной доработки, закрепления их на местности с помощью клея, имитации пожаров и взрывов техники и зданий, дополнения миниатюры необходимыми элементами (кустарники, деревья, воронки от снарядов, следы от техники, сугробы, линия электропередач, минные поля, костры и многое другое).

В честь 70-летия Великой победы Советского Союза над фашистской Германией на занятиях кружка было решено изготовить макет «Бои на улицах Берлина». Для этого администрация школы выделила помещение для выполнения работ по данному проекту и размещению всех макетов. Работа над созданием проекта началась в январе 2014 года и закончились в августе 2014 года. Макет отражает момент окончания войны, а именно одно из тяжелых кровопролитных сражений: взятие Берлина. На занятиях кружка были изучены множество документальных материалов, просмотрены фрагменты фильмов и была составлена схема работы. Макет получился большой, размером 2м. на 2,5м. Для придания объема платформе были сделаны бортики размером 10см. На макете расположился один из районов Берлина с площадью, памятником, жилыми домами, католическим собором, колокольней, улицами, линиями электропередач, фонарями уличного освещения и т.д.

Самым трудоемким моментом в работе кружковцев с этим макетом является изготовление макетов домов. Для этого сначала изготавливают деревянные формы стен, в которые заливается гипс. В процессе застывания гипса вырезаются окна и двери, рисуются имитации кирпичной кладки. После полного застывания стен начинается формирование самого дома. Для этого используется клей «Титан», гипс. Затем следует оклейка заранее подготовленными вручную обоями, окраска фасада здания. Далее здание обжигается снаружи и изнутри с целью придания достоверности, закрепляется на платформе, вклеиваются полы первого, второго этажей с обрушенными перекрытиями. Из деревянных брусочков изготавливаются крыши с остатками черепицы. Внутри здания вклеиваются картины на стены, остатки штор, устанавливается заранее приготовленная и выполненная из шпона мебель, вручную изготовленные книги, журналы, газеты, детские игрушки. Окна оклеиваются спичками от камина для имитации рам, на которые помещаются кусочки пластика для имитации стекол. Снаружи каждое окно оформляется ставнями, выполненными из твердого картона, и всю конструкцию здания венчает выполненный из картона флюгер.

Самое высокое здание на этом макете - это колокольня католического собора с установленными в нее часами, колоколом, и арочным перекрытием. Нужно было соблюсти полную историческую достоверность и реалистичность.

По задумке колонна немецкой техники движется вдоль домов и собора, где сталкивается с советскими войсками, ведущих наступление на Берлин. Вся картина представляет собой ожесточенный бой и передает весь драматизм происходивших событий.

Начинали работу в кружке довольно скромно: с маленьких миниатюр, не отличавшихся качеством исполнения. Но в ходе деятельности кружка дети много чему научились. Учащиеся стали много читать о Великой Отечественной войне, ставить перед собой цель и получать конечный результат.

Результатом долгой и упорной работы учащихся стало первое место в Республиканском конкурсе в номинации «Стендовая модель» и постоянное участие в городских, республиканских и всероссийских выставках и конкурсах.

Музей постоянно принимает гостей и посетителей. Это и учащиеся начальной школы, посещающие ГПД, и старшеклассники, и заинтересованные родители, и бывшие выпускники школы. Постоянно пополняется восторженными отзывами и предложениями книга посещений. Депутат Государственного Совета РТ Абдульзянов А.Р. в рамках благотворительной деятельности помог сделать ремонт в помещении музея и оборудовать его мебелью.

Работа в кружке не прекращается ни в выходные дни, ни в каникулы. Отрадно видеть, как дружно работают учащиеся начальной школы и старшеклассники, причем работают над очень важным и полезным делом. Ведь гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Кроме того, это еще и процесс укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.


Список литературы

1. Боголюбов Л.Н. Идеи концепции гражданского образования [Текст] // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы

Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. — М.: РАО, 2007 — С. 155-159.

2. Быков, А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: к 65-летию Великой Победы // Воспитание школьников. –2010. — № 5. — С. 3-9.

3. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / // Ж. Воспитание школьников. –№ 3-2010.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст] // Собрание законодательства РФ. —2010. № 41(ч.II).- Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

5. Кубрякова И.А. Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. http://www.scienceforum.ru/2013/10/6131

6. Иванова И. Г. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе, http://festival.1september.ru/articles/514134/

7. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-мето-дическое пособие. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.







  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152