Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Доступная среда

Будущее детей-инвалидов в наших руках

Фатина Мария Львовна, педагог-психолог
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г.Казани

«Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек»

Всю жизнь, каждый из нас, просматривая передачи по телевизору, а позже, получая информацию из интернета, задавал себе вопрос: почему в других странах совершенно другое отношение к инвалидам, то есть к людям с ограниченными возможностями? Почему в других странах они себя чувствуют психологически комфортно и уютно? Почему в других странах эти люди живут, развиваются так же, как все остальные? Почему они умеют радоваться жизни? И почему только в нашей стране они считают себя изгоями? Почему их рассматривают как какую-то «достопримечательность»? Почему родители этих детей стараются их не показывать или, оберегая их чувства, делают их затворниками? Почему так много детей оставляют в детских домах, когда родители узнают диагноз? И почему их не боятся усыновлять иностранные граждане? Почему?!

И вот, наконец, «появился свет в конце тоннеля». Людям с ограниченными возможностями стали уделять больше внимания. Была разработана и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда»(проект). Появились всевозможные реабилитационные центры, стали проводиться олимпиады для людей с ограниченными возможностями и многое другое. Благодаря усилиям и поддержке Республиканского центра информационно-методического обеспечения и контроля в области образования в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» школам и детям-инвалидам был выделен полный комплект необходимого современного компьютерного оборудования, что позволило вести еще более эффективно дистанционное обучение.

И люди увидели, как их много, а самое главное, что они абсолютно такие же, только кто-то не может ходить, у кого-то нет рук, кто-то незрячий, а кто-то не слышит и не умеет говорить. А в остальном они такие же, как и мы, со своими интересами, вкусами, но у каждого свои ценности жизни. И все они по-своему умные, добрые, веселые и очень интересные люди. Да, изменилось очень многое.

Огромное горе для родителей, когда они осознают, что их дети немного не такие, как все. Но какое же счастье для этих родителей, когда они видят, что теперь их дети не затворники, что их принимают, что их любят, о них заботятся, а самое главное, что их ребенок теперь может общаться со всеми детьми. И теперь не нужно бояться, что ему нанесут психологическую травму, а если такое и случится, то руки опустятся только на миг, ведь они теперь понимают, что надо переступить и через этот барьер и двигаться дальше.

Недавно я была на семинаре на тему «Инклюзивное образование» в школе № 38 г.Казани. Нам показали концерт с участием детей, и я, конечно, не могу не рассказать о девочке, которая, сидя в инвалидной коляске, читала замечательные стихи. И слезы предательски хотели катиться по щекам, и только от того, что я сидела в первом ряду, глядя в глаза этой девочки, я глотала, не показывая их. И это были слезы счастья! Слезы счастья от того, что эта девочка была такая же участница концерта, как и другие дети. Да, она волновалась, но волновалась как все дети перед выступлением. А самым главным для меня была реакция детей: никто не бегал перед ней, показывая свое превосходство. К ней относились так же, как и ко всем остальным, с той лишь разницей, что ей помогали в передвижении.

Я уходила из школы уверенная в том, что ее выпускники вырастут замечательными, добрыми людьми. Какую же замечательную миссию несут педагоги, психологи школы, они учат детей добру и взаимоуважению.

А еще я хочу рассказать о мальчике, который учится в школе № 141. Страшный диагноз родители услышали, когда ребенку было 6 месяцев. Их предупредили, что ребенок никогда не сможет ходить и даже сидеть. И, конечно, как и многие родители детей с подобным диагнозом, они столкнулись в жизни со многими трудностями, от которых опускались руки.

Сейчас ребенок учится в шестом классе. Это очень воспитанный, ответственный, умный мальчик. Он – победитель олимпиад самого разного уровня. Это гордость школы. Все дети школы знают, что с ними учится такой мальчик и он общается с другими детьми не только виртуально. Они приезжают к нему в гости. К сожалению, из-за его пониженного иммунитета, такие встречи не часты. После одной из таких встреч одна девочка сказала: «Когда мы пришли к нему в первый раз, мне было его очень жалко, но, пообщавшись с ним, я поняла, что он такой же, как и мы. Мы по очереди играли с ним в игровую приставку, и он всех победил. Я поняла, что ему не нужно поддаваться, я даже забыла, что он не может ходить. И с ним так весело!».

Другой ребенок, не из этого класса, но который навещает своего друга почти каждые выходные, однажды сказал своей маме: «Я так хочу, чтобы когда-нибудь вдруг выключился свет». На вопрос «почему?» ребенок ответил: «Тогда он поймет, что я к нему приезжаю не только для того, чтобы поиграть. Мне нравится общаться с ним. Мне с ним интересно. Он мой лучший друг!». А позже он написал письмо и разместил его везде, где смог, включая и интернет: «Здравствуйте, меня зовут Герман. У меня есть друг – Карим. К сожалению, мой друг не может ни ходить, ни даже сидеть, у него двигаются только кисти рук. Но он очень добрый, умный, веселый мальчик. Недавно мы узнали, что в городе Хельсинки ему могут сделать операцию. И Карим сможет пока хотя бы сидеть. Эта операция стоит 2 миллиона рублей. Я знаю, что Карим мечтает хотя бы один раз побывать в цирке и посетить настоящий кинотеатр. Пожалуйста, помогите моему другу».

Когда информация о возможности проведения операции была озвучена по телевидению, на родительских собраниях, почти никто не остался безучастным, было собрано более полутора миллиона рублей. Первую операцию Кариму назначили на 24 февраля 2014 года. Мы все надеемся, что операция пройдет успешно. Все дети школы уже знают эту дату и с нетерпением ждут результата, а самое главное, все ждут, когда Карим сможет приехать первый раз в свою школу, сидя в инвалидной коляске, и каждый сможет с ним пообщаться в реальной жизни, без помощи интернета. И мы надеемся, что вскоре и в нашей школе во время очередного концерта зазвучат стихи Карима. Я уверена, что воспитанники школы № 141 никогда не обидят ребенка с ограниченными возможностями. Потому что дети, привыкшие к тому, что и такие ребятки учатся с ними вместе, знают и понимают, что все они одинаковые, все они – дети, все они – люди!

А это урок не только добра, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания, взаимовоспитания, но и огромный урок толерантности не на словах, а на деле. В подтверждение этих слов я не могу не передать слова Карима, который сказал своей маме: «Я не думал, что на свете так много добрых людей. Но если вдруг мы не наберем нужной суммы или мне откажут в операции, давай собранные деньги отдадим тому, кому не откажут в ней, ведь они им тоже очень будут нужны. Как ты думаешь, мама, на нас не обидятся те люди, которые прислали деньги мне на операцию?».

Сегодня, рассуждая о совершенствовании инклюзивного образования, хочется верить, что оно будет набирать обороты, ведь каждый ребенок, нуждающийся в нем, ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР, это человечек, который не может ждать, когда мы, взрослые, создадим все необходимые для его развития условия, не может ждать, потому что он растет, переходит из класса в класс. Чем старше он становится, тем значимее становятся и проблемы, с которыми сталкиваются он, его семья, его учителя, школа. И очень скоро мы встанем перед проблемой его профессиональной ориентации, его социальной адаптации. А здесь мы не обойдемся без помощи и без совместной работы с органами соцзащиты, педагогами средних специальных и высших учебных заведений. Ведь эти дети – наше будущее. В дальнейшем они могут работать не только надомными рабочими, обувщиками и портными, не только сборщиками каких-либо деталей или укомплектовщиками. Они могут стать замечательными преподавателями вузов, читать интереснейшие лекции, учеными, которые совершат не одно открытие, превосходными психологами, очень грамотными юристами, судьями, адвокатами (таких примеров много), врачами, логопедами, программистами, музыкантами, преподавателями музыкальных школ и консерваторий и этот список профессий можно продолжать очень долго. Поэтому, наша задача, как психологов, как педагогов, уделять этим детям огромное внимание, стараться поднять их самооценку, вселить уверенность, работать с ними только на позитиве, работать с их одноклассниками и родителями, а самое главное вселить надежду в их родных, что их дети смогут обеспечить себя и они являются очень значимыми гражданами для нашей страны.

И понимая всю значимость инклюзивного образования для наших сегодняшних воспитанников в дальнейшем, мы сегодня возлагаем все надежды на поэтапную, более ускоренную реализацию программы «Доступная среда», потому что ребенок, вместе с родителями и учителями, хочет верить в благополучное будущее, надеяться на свою востребованность в дальнейшей жизни, надеяться, что среда, в которой он живет, учится или работает, будет для него по настоящему ДОСТУПНОЙ.


Список литературы:
1.Педагогика, психология и технологии в инклюзивном образовании, Ахметов Д.З.; г.Казань, Познание2014 г.
2.Инклюзивный подход психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий; Ахметова Д.З. ; г.Казань, Познание 2014 г.
3.Специальная педагогика, Н.Н. Назарова.; г.Москва, АСАДЕМА 2000г.


Карим с одноклассниками



День рождения Карима





  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152