Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Воспитание книгой

Воспитание у учащихся культуры восприятия художественных произведений – одно из основных направлений деятельности школьного библиотекаря

Галеева Лилия Диктатовна, методист по ресурсному обеспечению образовательного процесса ИМО Управления образования г.Казани

Положи свое сердце у чтения... Эти строки были написаны в одном египетском папирусе почти шесть тысяч лет тому назад, еще при зарождении письменности. Какие удивительно мудрые слова!

Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели душ.

Школьная библиотека — многофункциональная читательская среда, сохраняющая книжную мудрость веков. В чем же заключается ее роль в развитии детского чтения?

Особое значение приобретает чтение лучших образцов художественной литературы, сосредоточивших в себе неисчерпаемый потенциал культуры. Именно в художественной литературе, всегда ставится самый точный диагноз состояния общества.

Творческий потенциал культуры, заложенный в литературе, реализуется в акте чтения и зависит как от качества литературного произведения, так и от читателя. Ребенку художественная литература дает опыт жизни и опыт переживаний.

Однако не всякое чтение хорошей книги делает хорошим читателя. Чтение художественного произведения преобразуется в культуру личности в том случае, когда процесс чтения становится процессом читательского сопереживания, соучастия, сотворчества.

Читатель не только «питается» культурой, заключенной в литературном произведении, несет ее в себе, но и сам становится источником культуры. В конечном итоге человек является тем, что он вычитывает из литературы, а вычитывает то, каким является. Поэтому библиотекарю, думающему о литературном воспитании детей, важно различать чтение как потребление и чтение как творчество, содействовать превращению первого во второе.

В индивидуальном, скрытом от других опыте переживаний, каким является восприятие читаемого, его радостях и огорчениях, восхищении и негодовании, в решении жизненных проблем, фантазии, в спорах с героями и вырабатывается личность, формируется характер. Каждая хорошая книга для ребенка — это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку через чтение открыть самого себя.

На повестку дня библиотекарей, работающих с детьми, в качестве первоочередной выдвигается сегодня педагогическая деятельность, названная в свое время «руководство чтением».

Большое значение имеет идея формирования перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации», рекомендуемых к самостоятельному прочтению. Собирание и распространение книг, содержащихся в списке «100 книг», рекомендация их школьникам для самообразовательного чтения — дело библиотекарей.

Один из составляющих руководства чтением — это продвижение идеи чтения, раскрытие его ценности.

Важно подчеркнуть, что идея связи руковод­ства чтением с реальным поведением ребенка и опытом его жизни российскими библиотекарями-педагогами осознана давно. Следует в этой связи вспомнить книгу «Руководство к чтению поэтических сочинений» русского педагога Виктора Острогорского, изданную в Петербурге в 1875 году. Последнее, пятое издание, вышло в свет в 1911 году. Долгая жизнь книги свидетельствует о потребности широкого круга читателей в подобного рода руководствах. О значении этой книги говорит тот факт, что она была одобрена Ученым комитетом Министерства народного просвещения для ученических библиотек средних учебных заведений и городских училищ, для библиотек учительских институтов и семинарий и для бесплатных библиотек-читален. В этой книге содержится обоснованное указание, подтвержденное массой примеров, как вести разговор о художественном произведении, какие вопросы, ведущие от литературы к жизни, ставить и обсуждать. Цель книги – содействовать воспитанию души, веры в добро и в человеческое достоинство. Автор рекомендовал читателям найти себе надежного руководителя в чтении, который бы знал хорошо возраст, жизнь, характер, вкус, настроение души растущего человека и умел выбрать такие книги, которые бы влияли, «сообразно с потребностями, то руководя, то одобряя, то развивая».

Идея неразрывного единства руководства чтением с формированием жизненных установок ребенка, с его нравственностью и поведением, красной нитью проходит через опыт школьных библиотекарей. Она проходит, в частности, и через творческую деятельность библиографа-методиста И.Н.Ти­мофеевой. Ее беседы с детьми о художественном произведении всегда переходили в разговор о жизни. Этому она учила библиотекарей, давая им советы, как беседовать с детьми о добре и зле, о любви и ненависти, о жестокости и милосердии, о стойкости и мужестве, о соблазне и его преодоле­нии. И чтобы это был не абстрактный разговор, а сугубо конкретный, живой, вытекающий из образной природы того или иного произведения.

«Дитя, — говорил известный писатель и педагог В.Одоевский, — не может научиться из самих книг все­му тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению». Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при вы­боре книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная духовная пища, а не суррогат.

Две составляющие понятия «руководство чтением» определил еще К.Д. Ушинский. Первая — что читать. Вторая — как читать. По его мнению, без этих составляющих чтение не имеет смысла. Сегодня для возрождения и претворения в жизнь педагогической системы руководства детским чтением настало благоприятное время.

Руководство чтением проявляет себя в наши дни более всего в сфере библиотечного общения и реализуется преимущественно через библиотечное обслуживание и рекомендательную библиографию.

Без педагогической функции библиотечное обслуживание превращается в чисто технический процесс, а библиотека — в книгохранилище.

Главным элементом библиотечного обслуживания, как и педагогической деятельности школьного библиотекаря, является общение с читателем. Оно обычно предваряет выдачу книги и следует за ее возвращением. Именно в общении по поводу чтения реализуется чаще всего принцип сотрудничества библиотекаря с читателем, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка — взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое, идущее от конкретной личности. Диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимо­действия, восприятия и понимания партнера по общению. Именно поиски общения, как было выяснено, приводят нередко подростка в библиотеку и к установлению контактов с библиотекарем, ибо к общению располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль читателя, ждущую разрешения в диалоге с другими людьми. Как педагогический процесс, общение может осуществляться только при условии, если в нем заинтересован сам читатель.

По критерию цели называют несколько функций общения. Среди них — установление контакта, обмен информацией, стимулирование активности, взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний. Только на основе эмоционально-сердечных, доверительных отношений и возможно влияние библиотекаря на развитие познавательных интересов ребенка, влияние через книгу на его внутренний мир, на качество чтения, на передачу читательского опыта от одного человека к другому, старшего поколения к младшему.

Особое место в системе библиотечного общения занимает индивидуальное общение, когда библиотекарь и читатель ведут диалог друг с другом. Индивидуальный стиль общения библиотекаря с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Все, что он любит, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание одарить его, поделиться впечатлениями.

Библиотекари не ставят ребенку за чтение оценок. Они предоставляют ему свободу выбора книг. Ребенок читает не для кого-то, а для себя и рад поделиться своими впечатлениями и с библиотекарем, и с другими читателями. Все, что идет от читающего ребенка, поддерживается и закрепляется в задушевном разговоре с библиотекарем.

«Роскошь человеческого общения» — свободного, непринужденного, личностного — как индивидуального, так и группового, касающе­гося литературы и жизни — вот что отличает библиотечный стиль от стиля урока литературы в школе. Исследования показали: там, где есть знающий и любимый детьми библиотекарь, там есть и читающие дети.

Особый раздел педагогической деятельности школьного библиотекаря по руководству чтением детей связан с воспитанием культуры восприятия литературных произведений, с развитием читательских способностей.


Литература:

1. Журнал «Школьная библиотека». 2013. № 6-7

2. Журнал «Школьная библиотека». 2014. № 1



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152