Назиева Лейсан Шагитовна, методист по ресурсному обеспечению образовательного процесса
УМС ИМО УО ИКМО г.Казани по Кировскому и Московскому районам
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации всех отраслей жизни нашего общества. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России, и именно это является главной задачей современного воспитания, государственным заказом для общеобразовательной школы.
Наиболее системно, глубоко, последовательно в процессе духовно- нравственного воспитания школьника сегодня выступает современная школьная библиотека как социально активное структурное подразделение школы.
Основная задача школьной библиотеки состоит в том, чтобы помочь возродить в обществе лучшие духовные традиции путем рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателей художественного вкуса и читательской культуры. Перед школьными библиотеками открывается огромное поле для педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагает только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа.
Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о ее славных победах, о вкладе России в мировую культуру. На передний план выходят книги о жизни замечательных людей нашей страны: о полководцах и солдатах, спасших Россию на полях сражений, о писателях, музыкантах, художниках, воспевших ее в своих творениях. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о природе России, о родном крае.
Тихомирова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, отмечает так же, что «главную роль в духовно-нравственном воспитании может сыграть искусство, и первое среди них – художественная литература в ее лучших образцах, аккумулирующих в себе законы нравственности и воспевших в образной форме ее ценности».
«В литературных произведениях, – отмечает автор книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» (1996) В.А. Левидов, – заложен страхующий механизм для восстановления подрубленных корней духовности». Он назвал литературу щитом, который на протяжении веков создавало человечество для защиты от всего негативного, им же творимого.
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная задача, значительно более сложная, чем, ставшая привычной информационная работа и освоение новых технологий. Воспитание детей требует так же и от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.
Школьная библиотека сегодня определятся как творческая коммуникативная площадка для реализации культурно-нравственного и духовного воспитания учащихся. В этом плане библиотеками школ Кировского и Московского районов города Казани накоплен и обобщен значительный опыт. Основными формами проведения мероприятий являются выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, турниры, викторины. Вот лишь некоторые из них, которые прошли в библиотеках школ недавно:
- Книжные выставки и мультимедийные презентации:
§ «Родной поэт»: к 120-летию со дня рождения поэта С.А. Есенина (1895-1925);
§ к 200-летию со дня рождения русского поэта и драматурга М. Ю. Лермонтова (1814-1841г.);
§ «Сто лет тому вперед» к 80-летию со дня рождения писателя и историка Кира Булычева (1934-2003г.);
§ к 75-летию со времени выхода в свет книги А. Волкова "Волшебник Изумрудного города" (1939г.);
§ к 285-летию со дня рождения русского полководца А. В. Суворова (1729-1800г.) и беседа с учащимися «Наука побеждать»;
§ к 100-летию со дня рождения писателя, прозаика, поэта и драматурга К. М. Симонова (1915-1979);
§ к 195-летию со дня рождения поэта и переводчика А.А. Фета (1820-1892);
§ «В мире формул, знаков, чисел»;
§ «Государственная символика России и Республики Татарстан»;
§ выставка-инсталляция в рамках Международного дня музыки (12 октября) и др.
- акция «Общероссийский словарный диктант, посвященный к 200-летию со дня рождения русского поэта М. Ю. Лермонтова» в рамках проекта «Со словарями по жизни»;
- беседы с учащимися: «Библиотека о твоём здоровье», «Как делают книгу», «Этикет от А до Я» и др.;
- обзоры литературы: «Твой день – твоя жизнь», «Имею право знать» и др.;
- диспут «Поговорим о чистоте речи» в рамках Всероссийской акции «Чистое слово» и др.;
- тематическая полка ко Дню народного единства, Дню освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год). «Победа, сохранившая святую Русь».
В соответствии с планом воспитательной работы школ библиотеки участвуют в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, заместителями директора по воспитательной работе.
Однако, хотелось бы отметить и ряд проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главная из них – это отсутствие планомерного комплектования художественной литературой, а так же литературой по истории, религии и другим отраслям знаний. Фонд школьных библиотек (не включая учебники) во многих библиотеках не отвечает информационным запросам пользователей, устарел, стал ветхим. Без государственной поддержки, без регулярного комплектования задача библиотекарей по духовно-нравственному воспитанию учащихся сводится к минимуму. В основном школьные библиотеки «выживают» только за счет периодических изданий и подаренных читателями книг (акция «Подари книге вторую жизнь»).
И пока государственная политика не изменится, и не перейдёт на курс качественного комплектования школьных библиотек современными изданиями, и не будет выделять на этот процесс достаточно средств, вопрос привлечения читателей в школьную библиотеку останется открытым.
Список литературы:
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / авт.-сост. Е.М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с.
3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2010. - № 5. - С. 71 - 74.
4. Кудрявцева, Г. Путь к прозрению: возрождение традиций // Библиотека. – 2010. – № 12. – С. 40–42.
5. Тихомирова, И.И. Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми. – URL: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_2010/Tihomirova_10.htm.