Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Воспитание книгой

Формирование информационной культуры учащихся через библиотеку

Ганиева Гульсина Тавгусовна, заведующая библиотекой,
Файзуллина Ляйсан Фанисовна, учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района города Казани

Школьная библиотека – это
информационный ресурс школы,
а не «вспомогательная структура»
К.Э. Патрик

Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

Информационная культура – это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Библиотека является главной частью информационной системы образовательного учреждения.




Для школьных библиотек работа по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, представляет сегодня задачу первостепенной важности, так как именно в школьной библиотеке можно получить системную информационную подготовку к работе с многообразными современными источниками информации - от книги до Интернета.


Цели и задачи школьной библиотеки:

1) Обучение детей рациональным приемам работы с книгой и анализу материала.

2) Адаптация навыков информационного обеспечения учебной деятельности.

3) Обучение быстрому реагированию на изменения, критическому мышлению, поиску и переработке необходимой информации.

4) Организация информационной поддержки всего образовательного процесса.

5) Использование библиотечных технологий в реализации инновационных целей образования.




Успешно выполняя поставленные задачи, библиотека школы №33 тем самым реализует миссию школы – касаясь души, вдохновлять умы. Видение школы: воспитывать здоровых независимых учеников, которые ставят перед собой цели, самостоятельно планируют и анализируют свою учебную деятельность, отслеживают результаты, радуются успехам. Немаловажную роль в этом играет четко отлаженная работа библиотеки, как основного информационного центра.

Медиа-библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами

В структуру нашей библиотеки входят: читальный зал, абонемент, медиатека, библиотечный фонд.

Справочно-библиографический аппарат нашей библиотеки – это электронный каталог «АИБС МАРК-SQL», включающий в себя весь фонд библиотеки; алфавитный каталог, систематический каталог, аннотированный указатель нетрадиционных носителей информации (ННИ).




Создание в библиотеке комфортной информационной среды, формирование информационных продуктов библиотеки предоставляет пользователю (школьнику, педагогу, библиотекарю) максимальную свободу выбора форм и методов работы. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Компьютеризация библиотеки позволила расширить рамки поиска источников информации во всех направления, используя сеть Интернет и различные носители информации.




Библиотечный фонд формируется следующим образом: работа с тематическими планами, оформление подписки, расстановка новых поступлений, организация открытого доступа. Ученикам школы всегда доступна электронная база фонда библиотеки и медиатеки. Для классов начальной школы предусмотрен большой перечень детских газет и журналов (21 наименований периодических изданий), с которыми каждый ученик может ознакомиться в школьном читальном зале. Для средних классов представлен большой выбор современной и образовательной литературы. И каждый старшеклассник может найти в нашей библиотеке интересующую его книгу! Помимо классической и зарубежной литературы представлен большой выбор литературы на английском языке – трехуровневая система английской литературы!




Вся работа по обучению учащихся основам информационной культуры традиционно лежит на плечах школьного библиотекаря. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, обсуждение книг в группах, книжные выставки, вечер вопросов и ответов, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.

Виды библиотечных уроков могут быть разнообразными:

- Первое посещение библиотеки.

- Правила и умение обращаться с книгой.

- Строение книги. Элементы книги.

- Справочная литература.

- Структура книги.

- Выбор книги в библиотеке.

- Справочно-библиографический аппарат библиотеки

- Библиотека как информационно-поисковая система.

- Каталоги и картотеки библиотек.




Для учителей в нашей библиотеке предусмотрен большой перечень методических и периодических изданий. При поступлении новой методической литературы организовываются их выставки.

В меру наличия художественной, методической и периодической литературы была оказана библиографическая и методическая помощь учителям в подготовке к классным часам и выступлениям.

Кроме того, учителя на своих занятиях активно используют ресурсы медиатеки.


Медиальная модель библиотечно-информационного центра – это модель информационно-образовательной среды, представляющая идею коммуникации ресурсов и процессов и обладающую следующими свойствами:

- гармоничным сочетанием традиционных и электронных носителей информации, новых информационных технологий для обеспечения максимально возможного доступа к информации;

- наличием современной системы поиска информации, представленной на различных носителях;

- удовлетворения потребностей пользователей в соответствии с половозрастными психологическими особенностями;

- обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения;

- развития творческих способностей школьников;

- развития информационных умений и навыков обучающихся.


Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Учитывая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, школьная библиотека формирует политику информационной поддержки образования, учит самостоятельности в поиске знаний, может добиться большего и в школе и во взрослой жизни. Ученик будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь школьная библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник – школьник – студент). Информационные услуги складываются из традиционных, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных, связанных с внедрением средств новых информационных технологий.

Главные ценностями нашей школы являются профессионализм, ответственность, открытость, гармония, духовность, забота, уважение. Мы считаем, что, формируя информационную культуру учащихся через библиотеку, возможно сохранение и преумножение всех этих ценностей.




Литература:

1. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58—69.

2. Крук Н. В. Модель современной школьной библиотеки [Текст]/Крук Наталья Валерьевна. - 2007.



  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152