Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Слово главного редактора

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

  Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Мы рады вновь встретиться с Вами на страницах электронного научно-методического журнала “KAZANOBR.RU”. В текущем учебном году тематика выпусков нашего журнала посвящена современному уроку, и мы хотим пригласить Вас поговорить на заданную тему.

Что такое урок?

Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах общеобразовательных учреждений. Но творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы, сочетания ее с другими формами организации обучения, а также создание альтернативных систем.

В истории отечественной педагогики "судьба" урока складывалась непросто. От изгнания из школы как "досадный анахронизм" после октябрьской революции 1917 года и до середины 50-х годов урок как форма организации учебного процесса не рассматривался. И только в период с середины 50-х годов до середины 60-х годов проблема урока вновь возникла.

На основе многолетних исследований и обобщений передового опыта учеными были созданы и экспериментально опробованы разнообразные классификации урока. Принципиальными изменениями содержательно-процессуального характера урока была решена задача ликвидации отрыва школы от жизни, преодоления противоречия между общеобразовательной подготовкой выпускников и практической с тем, чтобы готовить молодое поколение "к труду, к активному участию в государственной и общественной жизни". Теория урока опиралась на достижения физиологии и психологии: о закономерностях и индивидуальных особенностях протекания физиологических процессов в учебной деятельности школьников в зависимости от возрастных различий; о закономерностях и условиях формирования способностей, познавательных интересов; о воспитании положительного отношения к учению, стимулировании и мотивации школьников и др.

С 60-х годов XX столетия и до наших дней кардинальных изменений в теории классно-урочной системы обучения практически не происходило.

21 января 2010 года Президентом России была утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой говорится, что сильная и известная на весь мир советская система образования создавалась для решения задач трансформации аграрного общества в индустриальное. Массовое унифицированное образование предназначалось для бесперебойной профессиональной деятельности человека на всю его жизнь. Теперь же, в современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения. Ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению и умению обучаться на протяжении всей жизни. Школа XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Как видим, изменение социальных условий, задач, и содержания обучения влекут за собой и изменение форм обучения. История педагогики знает немало форм и способов организации учебной работы. Попытки их совершенствования, поиск новых продолжается постоянно. Но самую высокую жизнеспособность при всех имеющихся недостатках все-таки сохраняет классно-урочная система обучения. Она получила широкое распространение в мировой школьной практике, допускает разумное использование в ее рамках элементов других образовательно-воспитательных систем, делает классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы. Но это предполагает и дальнейшее совершенствование организационных форм обучения и особенно урока как основной формы организации учебного процесса.


В этом выпуске журнала мы постарались собрать для Вас, уважаемые коллеги, практикоориентированные статьи и материалы, посвященные современному уроку. Надеемся, что они будут полезными и востребованными.

Желаю всем творческих успехов, интересных идей и новых статей!


С уважением,

И.Г.Хадиуллин, начальник Управления образования ИКМО г.Казани, главный редактор журнала KAZANOBR.RU

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152