Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дидактика современного урока

К вопросу о современном уроке иностранного языка

Тарасова Галина Викторовна,
методист ИМО Управления образования г.Казани, к.п.н.

На каждом этапе исторического развития образования учёные и практики обсуждали и продолжают обсуждать проблемы, классификации, формы и способы организации учебной работы. Основные положения, характеризующие урок, были заложены ещё в трудах Я.А. Коменского, чешского мыслителя-гуманиста, педагога, позднее - в трудах А.Дистервега, И.Ф.Гербарта, П.П.Блонского, Л.В.Занкова, Ш.А.Амонашвили, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и других. Ю.Б.Зотов в книге для учителя «Организация современного урока» под редакцией П.И.Пидкасистого (1984г.) рассматривает психолого-педагогические аспекты урока, формирует систему требований к уроку, И.М.Чередов в книге для учителя «Формы учебной работы в средней школе» (1988г.) - методику анализа урока. Ещё в начале 80-х годов прошлого столетия М.И.Махмутов в работе «Современный урок: Вопросы теории» (1981г.) отмечал возникновение «устойчивой тенденции отхода от традиционной структуры урока и построения новой, основанной на учёте внешних и внутренних факторов процесса обучения». Но урок был и в наши дни остаётся распространённой организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

В наши дни с введением Федерального государственного образовательного стандарта понятие «современный урок», в том числе и урок иностранного языка трактуется по-новому. «Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя», - такое определение современному уроку даёт А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО.

Сегодня представления о целях и ценностях образования меняются, более важными становятся не сами знания, а умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, самореализации. Задача эта нелёгкая, её решение во многом зависит от разработки теоретических основ урока, научного обоснования взаимосвязи элементов урока, его планирования и, безусловно, апробации новых подходов на практике. Каждый урок имеет организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае языковые аспекты. Отсюда подготовка к уроку зависит от типа, вида урока. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков, требований к современному уроку, в том числе и к уроку иностранного языка. Рассмотрим требования к современному уроку в условиях ФГОС:

- продуманное начало урока;

- чётко сформулированные тема, цель, задачи;

- постановка проблемы (урок должен быть проблемным и развивающим);

- формирование универсальных учебных действий в рамках каждого элемента урока;

- планирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных);

- подбор средств достижения результатов адекватных поставленным целям;

- активизация деятельности учащихся, участников процесса обучения;

- формирование мотивации к изучению иностранных языков;

- создание благоприятного климата на уроке иностранного языка;

- использование инновационных технологий, в том числе здоровьесберегающих, способствующих эффективному ведению урока;

- ориентация на качественное обучение учащихся с учётом возможностей и способностей каждого ребенка;

- открытость, демократичность;

- обратная связь, рефлексия.

Структура урока иностранного языка имеет свою специфику: наличие фонетической, речевой зарядки, сочетание различных видов обучения – чтение, говорение, письмо, аудирование;

- коммуникативная направленность образовательной деятельности;

- обучение грамматике должно проводиться в контексте различных видов деятельности;

- доминирование устной части - говорения, как одного из приоритетных видов учебной деятельности;

- организация диалогового взаимодействия, где участники диалогического взаимодействия являются равноправными партнерами;

- продуманная организация индивидуальной, групповой работы с учащимися на уроке;

- обязательное грамотное использование технических средств обучения;

- наличие игровых технологий, технологий сотрудничества, сотворчества, критического мышления и др. Сохраняется и традиционная логика урока: фонетическая зарядка, речевая зарядка, аудирование, чтение, говорение, письмо, проверка домашнего задания, самостоятельная работа, подведение итогов работы. Особое внимание необходимо уделить подготовке учащихся к выполнению домашнего задания. Формы работы на уроке строго не оговариваются.

Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи. Сегодняшние школьники успешно пользуются компьютерами, Интернет, смотрят фильмы на языке оригинала с субтитрами, что помогает чувствовать язык, общаются через программу «skype», тренируют различные умения с помощью обучающих компьютерных программ и т.д.

Зададимся вопросом «С чего начинается урок?». Современный урок иностранного языка начинается с учителя. Успех дела определяет личность учителя. Его доброжелательное лицо, настрой на положительные эмоции, улыбка, знание предмета, методическое мастерство учителя и культура речи. Учитель на уроке - наставник, помощник, а не контролёр. Эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых учащиеся осваивают язык как средство общения. Характерным признаком современного урока считается наличие в нём новизны, соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Особую роль отводит учитель началу урока. “Well begun is half done” гласит английская пословица. Подготовка к уроку требует от учителя постоянного поиска, творчества, вдохновения, инициативы. С первых минут важно вовлечь школьников в мир языка, поддержать интерес ребёнка к конкретному уроку, на котором они узнают новое. Опрос домашнего задания в первые минуты урока не приносит положительных результатов, так как пропадает эмоциональный настрой. Значение урока иностранного языка оценивается с точки зрения досягаемого учениками уровня сформированности умений и навыков пользования языком как средством общения и прежде всего применительно к устно-речевой деятельности.

Программа обучения иностранному языку предусматривает наличие коммуникативных умений и формирование языковой компетентности. Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке. В связи с введением ФГОС изменились требования к организации современного урока иностранного языка. Федеральный государственный образовательный стандарт образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Жизненные задачи требуют метапредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями и навыками. На первый план выходят такие умения, как умение беседовать с разными людьми, обсуждать разнообразные ситуационные вопросы, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, своё «Я». Говорение в диалогической и монологической формах является ведущим видом деятельности на уроках иностранного языка. Коммуникативная направленность обучения решается за счет создания реальных ситуаций, требующих мгновенного реагирования, разнообразного ответа. Механическое заучивание, зубрёжка, пересказ не аутентичных текстов отходит на второй план.

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для построения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных только для иностранного языка. Обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем.

Приоритетным следует признать на уроках иностранного языка освоение школьниками духовно-нравственных ценностей страны изучаемого языка с опорой на родную культуру, опыт общения и совместной творческой деятельности со сверстниками разных культур и разных национальностей, осуществление рефлексии своих поступков, осознание себя частью великой страны – России, Республики Татарстан, города, дома, где ты живёшь. Не воспитав нравственность, чувство патриотизма, гражданственности невозможно обеспечить становление личности с адекватным отношением к окружающему миру, способной к созидательной творческой деятельности.

Урок иностранного языка предоставляет огромные возможности для решения многих проблем в воспитании ребёнка.

Во многих темах курса «Иностранный язык» (уже с начальной школы) - “My world”, “All about School”, “Family”, “Nature”, “Sport” и др.) заложен огромный воспитательный потенциал – воспитание уважения и любви к членам семьи, окружающим людям, школе, друзьям, городу, окружающей среде, заботы о природе, животных, готовности делать добро, уважение прав и достоинств других культур, толерантное отношение к людям разных наций и национальностей и др. В старших классах изучаются достаточно серьёзные темы, где на уроках можно рассматривать морально-этические отношения, нормы поведения в обществе.

В условиях введения и реализации ФГОС школа становится местом, где учат учиться. Учителю необходимо перестроить методы, формы работы, сделать их практико-ориентированными, перейти на сотрудничество с учеником, используя при этом системно-деятельностный подход, как основу ФГОС общего образования. Необходимо применять групповые, ролевые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы, инновационные технологии обучения, разнообразные формы проведения уроков.

В этой связи особое значение приобретает метод проектов, вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые он получает на уроке, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Основная идея метода проектов – активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Главный результат работы над проектом - актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений, их творческое применение в ходе активной деятельности ученика в новых условиях. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Работа над проектом, вовлечение школьников в исследовательскую деятельность выходит за рамки урока, находит своё продолжение во внеурочной деятельности. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника, консультанта, наставника, куратора. Исследования показывают, что всё большее количество учителей иностранного языка города используют данный метод в своей практике (2009 – 2010 учебный год – 71,3%, 2010-2011 учебный год - 81,4%, 2011-2012 – 86,2%, 2012-2013 – 88,9%, 2013-2014 учебный год – 94,6% от числа опрошенных).

Ежегодно учителя иностранных языков города делятся опытом работы по использованию метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности на городских семинарах и конференциях (гимназии №6,37,75,139, лицей №116, школы №18,39,135,167, лицей им. Н.И.Лобачевского и многие другие). Год от года всё большее количество школьников представляют результаты труда на секциях по иностранным языкам городских научно-практических конференций, проводимых на базе гимназий №7,37,90, школ №23,24,62, в текущем учебном году - лицея №131. Круг рассматриваемых тем очень широк.

С целью отработки определённых навыков учителя школ проводят нестандартные формы уроков, где используются неординарные подходы к обучению учащихся иностранным языкам. Это - урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, Интернет-урок, урок-экскурсия, урок-состязание, урок-спектакль, урок-праздник, видеоуроки и многие другие. Эти уроки включают в себя богатое разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, обучение в сотрудничестве, работа в группах, в командах, межпредметные и внутрипредметные связи, развивают критическое мышление и т.д. Подобные формы уроков требуют тщательной подготовки.

Названные формы занятий и методы обучения повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка. Опыт проведения Универсиады-2013, Олимпиады Сочи-2014 показал, что успех спортсменов обеспечивается знанием волонтёрами иностранных языков, в том числе наших учителей и школьников, их умением рассказать о своей республике, городе, её достопримечательностях, традициях, обычаях, людях, проживающих в них.

Каким хотят видеть современный урок иностранного языка наши школьники?

Урок должен быть добрым, радостным, хотелось бы идти на урок и не бояться, что ты, когда опять встанешь отвечать, всё мгновенно забудешь - ответили 31,1% от числа опрошенных школьников. Школьники предлагают:

- при пересказе выученного дома текста дать возможность пользоваться в классе хотя бы планом -32%;

- работать в группах, в команде, чтобы чувствовать себя уверенным – 29,6%;

- проводить разнообразные по форме уроки, чтобы не было скучно – 19,1;

- не спрашивать одних и тех же учеников, дать возможность развиваться другим – 10%;

- урок должен быть оснащён техническими средствами, с которыми могли бы сами школьники работать -9,9%;

- плохо, что половина урока тратится на проверку домашнего задания – 5,9%;

- больше успевать делать на уроке, а не задавать огромные задания на дом - 8,7%. В целом школьники говорят о важности знаний иностранных языков в их жизни, становлении как профессионала, возможности не только общаться на иностранном языке с людьми разных стран, но и с помощью языка развиваться интеллектуально, расширять круг друзей.

Результаты проведённого мини опроса среди школьников (не все высказывания приведены) побуждают нас прислушиваться к мнению учащихся при подготовке к уроку. Современный урок иностранного языка должен нести радость общения и созидания.


Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение. – 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение. – 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение. – 2011.

4. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию //Интернет-журнал «Эйдос». — 2010. http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm.

5. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.

6. Хуторской А.В. Что такое современный урок //Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152