Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Философия современного урока

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения» (А.М.Кондаков)

Афонская Валентина Александровна, заместитель начальника Управления образования г.Казани

Ключевые проблемы XXI века заставляют систему образования оперативно реагировать на вызовы современности:

глобализация распространяется как вширь, так и вглубь, проникая в самые частные сферы повседневной жизни;

урбанизация и доминирование в социальной жизни экономической активности;

появление огромного количества специализированных, узких занятий и профессий, требующих особого уровня мастерства, компетенции и опыта;

применение подходов, характерных для компьютерных игр (геймификация), для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг;

стандартизация, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Важным образовательными трендами стали индивидуализация и информатизация образования. Широкое использование возможностей информационной образовательной среды позволяет обогащать фронтальные формы организации учебного процесса групповыми и индивидуальными (модульное, виртуально-распределенное, дистанционное, бесклассно-курсовое обучение, обучение в открытых студиях).

В изменившихся условиях изменяются и смысловые ориентиры образования. Широкомасштабное введение Федеральных государственных образовательных стандартов позволяют нам выстроить новую траекторию развития казанской школы «от успешной школы — к успешному ученику». На сегодня практически 80% учащихся начальной школы обучаются по новым стандартам, 18 школ, более двух тысяч учащихся, в пилотном режиме внедряют стандарты основного общего образования.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок продолжает оставаться главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В этом контексте важную роль в повышении профессиональной и методической подготовки учителя играет городская методическая служба, одним из направлений в деятельности которой является организация внутрикорпоративного обучения педагогов.

Курсы повышения квалификации, как правило, предлагают педагогу, расширение его информированности о нормативных документах, сопровождающих реализацию ФГОС, об условиях реализации стандарта. А понимание изменений в собственной профессиональной деятельности появляется у учителя только на своем рабочем месте.

Требования новых стандартов ориентируют учителей на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения, таких как организация работы в группах и парах; организация работы в группах сменного состава.

Сегодня на уроке на передний план выходит ученик как субъект учебной деятельности, а вместо цели урока – цель индивидуальной или коллективной деятельности учащихся. Структура учебного занятия должна быть очень динамичной, с присутствием целого набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью. Учителю надо учиться поддерживать инициативу ученика, обеспечивать приоритет его деятельности.

Методическое сопровождение предполагает не просто знакомство учителей с инновационными образовательными технологиями и техниками, но прежде всего, практическую деятельность учителя по проектированию учебного занятия, проведение мониторинга эффективности работы учителя по реализации требований стандарта.

Разрешение многих трудностей учителей стало возможным через внедрение деятельностных методов работы с кадрами, «погружения» педагога в новую образовательную ситуацию, стажировок и практикумов на рабочем месте, проведение мастер-классов, организации работы центров компетенций и ресурсных центров, внедрение новых техник и технологий обучения. В качестве тьюторов к работе привлечены грантополучатели приоритетного национального проекта «Образование». Важным результатом деятельности методической службы можно назвать профессиональную готовность педагогов к изменениям, заявленным в требованиях ФГОС, а также успешное участие педагогов Казани в республиканских грантах «Наш лучший учитель» (341 педагог получили грант за время проведения проекта) и «Наш новый учитель» (286 педагогов).

В рамках ФГОС программа каждого предмета включает помимо традиционного предметного наполнения, элементов научного знания то содержание, которое ориентировано на принятие учениками духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Программы внеурочной деятельности позволяют достигать более высокого уровня воспитательных результатов и являются продолжением процесса обучения. Новое содержание включает универсальные учебные действия как базу для возможности саморазвития и самосовершенствования учеников.

Содержание школьного образования заложено в учебно-методических комплексах. И перед каждой школой, каждым учителем встает вопрос о грамотном выборе учебников, которые учитывают изменения, представленные в ФГОС, позволяют достичь заложенных результатов, и, что немаловажно, существенно облегчают работу учителя.

Учебно-методические комплексы, представленные сегодня в Федеральном перечне, дают свободу школе и накладывают на нее, на каждого учителя большую ответственность. Методисты проводят большую работу по формированию целостного представления о существующих и утвержденных Федеральным перечнем учебно-методических комплексах, а созданный электронный фонд учебной литературы позволяет оперативно регулировать вопрос обеспечения необходимыми учебниками.

На сегодня развитие системы образования Казани идет в направлении социально-образовательных проектов и культурно-образовательных инициатив. Это развитие не возможно без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152