Афонская Валентина Александровна, заместитель начальника Управления образования г.Казани
Ключевые проблемы XXI века заставляют систему образования оперативно реагировать на вызовы современности:
глобализация распространяется как вширь, так и вглубь, проникая в самые частные сферы повседневной жизни;
урбанизация и доминирование в социальной жизни экономической активности;
появление огромного количества специализированных, узких занятий и профессий, требующих особого уровня мастерства, компетенции и опыта;
применение подходов, характерных для компьютерных игр (геймификация), для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг;
стандартизация, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Важным образовательными трендами стали индивидуализация и информатизация образования. Широкое использование возможностей информационной образовательной среды позволяет обогащать фронтальные формы организации учебного процесса групповыми и индивидуальными (модульное, виртуально-распределенное, дистанционное, бесклассно-курсовое обучение, обучение в открытых студиях).
В изменившихся условиях изменяются и смысловые ориентиры образования. Широкомасштабное введение Федеральных государственных образовательных стандартов позволяют нам выстроить новую траекторию развития казанской школы «от успешной школы — к успешному ученику». На сегодня практически 80% учащихся начальной школы обучаются по новым стандартам, 18 школ, более двух тысяч учащихся, в пилотном режиме внедряют стандарты основного общего образования.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок продолжает оставаться главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В этом контексте важную роль в повышении профессиональной и методической подготовки учителя играет городская методическая служба, одним из направлений в деятельности которой является организация внутрикорпоративного обучения педагогов.
Курсы повышения квалификации, как правило, предлагают педагогу, расширение его информированности о нормативных документах, сопровождающих реализацию ФГОС, об условиях реализации стандарта. А понимание изменений в собственной профессиональной деятельности появляется у учителя только на своем рабочем месте.
Требования новых стандартов ориентируют учителей на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения, таких как организация работы в группах и парах; организация работы в группах сменного состава.
Сегодня на уроке на передний план выходит ученик как субъект учебной деятельности, а вместо цели урока – цель индивидуальной или коллективной деятельности учащихся. Структура учебного занятия должна быть очень динамичной, с присутствием целого набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью. Учителю надо учиться поддерживать инициативу ученика, обеспечивать приоритет его деятельности.
Методическое сопровождение предполагает не просто знакомство учителей с инновационными образовательными технологиями и техниками, но прежде всего, практическую деятельность учителя по проектированию учебного занятия, проведение мониторинга эффективности работы учителя по реализации требований стандарта.
Разрешение многих трудностей учителей стало возможным через внедрение деятельностных методов работы с кадрами, «погружения» педагога в новую образовательную ситуацию, стажировок и практикумов на рабочем месте, проведение мастер-классов, организации работы центров компетенций и ресурсных центров, внедрение новых техник и технологий обучения. В качестве тьюторов к работе привлечены грантополучатели приоритетного национального проекта «Образование». Важным результатом деятельности методической службы можно назвать профессиональную готовность педагогов к изменениям, заявленным в требованиях ФГОС, а также успешное участие педагогов Казани в республиканских грантах «Наш лучший учитель» (341 педагог получили грант за время проведения проекта) и «Наш новый учитель» (286 педагогов).
В рамках ФГОС программа каждого предмета включает помимо традиционного предметного наполнения, элементов научного знания то содержание, которое ориентировано на принятие учениками духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Программы внеурочной деятельности позволяют достигать более высокого уровня воспитательных результатов и являются продолжением процесса обучения. Новое содержание включает универсальные учебные действия как базу для возможности саморазвития и самосовершенствования учеников.
Содержание школьного образования заложено в учебно-методических комплексах. И перед каждой школой, каждым учителем встает вопрос о грамотном выборе учебников, которые учитывают изменения, представленные в ФГОС, позволяют достичь заложенных результатов, и, что немаловажно, существенно облегчают работу учителя.
Учебно-методические комплексы, представленные сегодня в Федеральном перечне, дают свободу школе и накладывают на нее, на каждого учителя большую ответственность. Методисты проводят большую работу по формированию целостного представления о существующих и утвержденных Федеральным перечнем учебно-методических комплексах, а созданный электронный фонд учебной литературы позволяет оперативно регулировать вопрос обеспечения необходимыми учебниками.
На сегодня развитие системы образования Казани идет в направлении социально-образовательных проектов и культурно-образовательных инициатив. Это развитие не возможно без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.