Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Философия современного урока

Новый предмет в школе

Бердникова Лилия Галимджановна, учитель ОРКСЭ МБОУ «Гимназия №90»

С 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Новый предмет позволяет младшему школьнику получить первичное целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе. Курс ОРКСЭ необходим для обучения детей уважению традициям других народов, национальностей, религий. Он способствует сплочению детей в классе и развитию общего кругозора учащихся. Учителю необходимо пробудить интерес и потребность в изучении традиционных для России религиозных культур.

В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом и проблемами внедрения данного курса в нашей гимназии. В частности, изменен сам подход в выборе педагога. Мы сумели спрогнозировать предполагаемые затруднения учителей начальных классов, а также педагогов старшей школы, и вопрос обучения данного предмета был решен в пользу учителя, имеющего профессиональное образование по специальности «религиоведение».

Как известно, учебный курс ОРКСЭ включает в себя следующие модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы иудейской культуры;

4. Основы буддийской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Педагогу не следует забывать, что любой из этих модулей – культурологический и именно поэтому они преподаются с ценностных позиций, позиций общественной морали и нравственности. Для меня, как педагога, очень важно придерживаться в обучении основополагающего принципа: ни в коем случае не использовать безапелляционные формулировки, подобно: «Бог - это свободный и разумный Творец, который создал мир и любит Свое творение»... Просто нужно добавить фразу: «По мнению верующих» или «православные люди (мусульмане, буддисты...) считают». Это сразу исключает возможность миссионерства и придает некий нейтралитет учителю. За два года преподавания этого предмета я убедилась в эффективности данного принципа.

Хотелось бы остановиться на анализе учебника, по которому мы работаем.

Обучение ОРКСЭ ведется по учебнику А.Н. Сахарова, доктора исторических наук, члена Союза писателей России, и К.А. Кочегарова – кандидата исторических наук. Темы, посвященные исламу, написаны ректором Российского исламского университета Р.М. Мухаметшиным. Учебное пособие содержит большой пласт культурологических материалов, способствует развитию у детей познавательного интереса.

Однако имеются у учебнике и свои недостатки. Например, учебник по структуре хронологически и исторически выстроен неправильно: начинается изучение с христианства, затем ученики знакомятся с исламом, после этого следует иудаизм и завершает учебник буддизм. Допускаются неверная историческая фактура или их умалчивание – например, при изучении темы «Христианская церковь» ребята узнают, что христианство зародилось в Римской империи, узнают о ее территории, столице и сразу же погружаются в обилие религий, существовавших в ней. Читаем текст «В Римской империи была распространена вера во многих богов – богов войны, земледелия, торговли, домашнего очага и так далее. Поэтому когда здесь начало появляться христианство, императоры – правители Римской империи – восприняли это враждебно». Почему же императоры восприняли враждебно новую религию, не объясняется. Учащимся необходимо здесь рассказать про существование культа императора в Древнем Риме и объяснить, что христиане не могли поклоняться императору, поскольку вторая заповедь христианства гласит «Не сотвори себе кумира».

Содержание текста не всегда рассчитано на жизненный опыт учащихся (нарушен, на наш взгляд, главный дидактический принцип), не учитываются возрастные особенности младших школьников.

Неверное объяснение (материал учебника) или трактовка материала в школе, а также дома родителями (чаще всего в семьях смешанных браков родители стараются не затрагивать информацию о той или иной религии) таит в себе опасность возникновения этнорелигиозных конфликтов на основе незнания, навязывания стереотипов, непонимания со стороны сверстников. Мне думается, что в следующей редакции учебника будут учтены авторами предложения педагогической общественности по совершенствованию учебного пособия.

Следующей, на мой взгляд, проблемой введения курса является проблема оценивания знаний учащихся по предмету.

Сначала было опасение, что безотметочная система в нашей массовой школе не применима, но, понаблюдав за детьми во время занятий, я изменила своё мнение. Во-первых, действительно, снижается эмоциональное напряжение - дети не боятся уроков ОРКСЭ. Во-вторых, отметки не должны быть средством управления и манипуляции. Отметка воспринимается учеником чаще всего как угроза, а на уроках ОРКСЭ должна быть атмосфера открытости, доверия, полной безопасности. Именно такая атмосфера создает истинные условия для развития. Это главное. Наградой для детей должно стать удовольствие от сделанных ими открытий, которое они получат от участия в процессах, происходящих на уроке, от самореализации, условия для которой предоставит учитель. Однако нужно признать, в сознании большинства детей до сих пор все то, что оценивается - важно и нужно, а то, что без отметки в дневнике и журнале - можно не делать, не ходить, расслабиться. А это значит, что нужно построить урок таким образом, чтобы каждый ученик мог высказаться и быть услышанным. Но так как дети всё же хотят, чтобы их ответы учитель хоть как - то оценивал, то в дневники я записываю поощрения типа «Молодец!», «Так держать!», «Старайся!» и т.д.

Для развития мотивации учащихся я использую следующий приём: для всех учащихся в параллели и распечатала маленькие вагончики. На одном из уроков подарила каждому классу по красивому, разукрашенному паровозику, который был прикреплен к доске, и раздала вагончики каждому ребенку. Детям было дано задание на дом - украсить свой вагончик так, как им хочется. Они использовали карандаши, фломастеры, краски, наклейки, блестки, в одно из окошек вклеили свою фотографию. Эти вагончики присутствуют на всех наших уроках. В качестве поощрения за хорошо подготовленный доклад, рисунок, интересное сообщение, а также активную работу на уроке ребята получают смайлики - небольшие наклейки, которые имеют разные выражения мимики. Их ученики приклеивают к вагончикам, чтобы в конце четверти прикрепить их к паровозику и увидеть - кто активно работал в течение четверти, а кому следует подтянуться. Коллекционирование смайликов напоминает впечатление от лакомства «Киндер Сюрприз» - никогда не знаешь, какой смайлик тебе попадет, ребята стараются собрать все выражения лица желтого кружка. Получение смайлика подчас заставляет самого тихого ребенка поверить в свои силы, быть активным, не бояться высказывать свое мнение.

В работе можно использовать несколько методических приемов: рассказ учителя с чтением фрагментов учебника, запись терминов в тетради, чтение с комментариями учителя (обязательно связать с современной жизнью, с жизненным опытом учащихся), для закрепления и повторения использовать кроссворды, викторины, рисунки, диспут, поиск решений, составление кластеров, инсценирование отрывков, изготовление поделок, иллюстрирование. Наглядность на таких уроках обязательна, так как презентации, слайды, предметы, имеющие отношение к теме, - все это поможет детям лучше понять материал. Использование информационных технологий, интернета, наличие в кабинете интерактивного оборудование облегчает работу педагога. Большое значение к подготовке к урокам имеет качественный отбор содержания учебного материала, профессионального умения работать с источниками информации.

Есть такое выражение: «уроки жизни». На мой взгляд, для каждого учителя в идеале преподаваемый им урок должен стать уроком жизни для ученика.. И хочется верить, что уроки ОРКСЭ сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания среди наших учеников. Но чтобы они были таковыми, нам, педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152