Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Естественно-научный цикл

Использование современных инновационных технологий при изучении химии

Татьяна Викторовна Щукина – учитель высшей категории,
МБОУ «Лицей № 116» Вахитовского района г. Казани

Основная задача школы – формирование системы универсальных умений, способностей учащихся к самостоятельной деятельности. Для повышения качества знаний учащихся необходимо систематически проводить диагностику знаний и умений учащихся, знать уровень индивидуальных достижений каждого учащегося. Для достижения этих задач сочетаю индивидуальные, групповые и коллективные формы на уроке и во внеурочной деятельности. Для успешности в своей работе использую различные педагогические технологии, одна из таких, технология сотрудничества.

Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой проблемой, вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Работа в группах дает учащимся возможность самостоятельно и творчески работать, создавать свой проект, конечно, под руководством учителя. Это даёт неплохой результат, потому что учащиеся не только приобретают новые знания и повышают свою компетенцию по данному вопросу, но и, работая в группах, могут сами оценить степень своей активности и долевого участия в общем деле. Этот метод воспитывает товарищество, коллективизм, способствует формированию чувства ответственности за порученное дело и конечный результат, позволяет проявиться даже слабоуспевающему ученику и получить хорошую отметку. Часто дети сами оценивают свою работу. Кроме того, работая в группах, ученики учатся общению друг с другом, а защищая свою работу – учатся отстаивать свою точку зрения, получают навыки выступать перед аудиторией.

Для данной работы может быть использована любая тема, которая включает в себя несколько относительно самостоятельных подтем, сочетание которых вместе составляет стройную и логическую систему или картинку, что должна вырисоваться в голове ученика. Например, это может быть на уроке повторения по теме « Реакции радикального замещения водорода в алканах, циклоалканах, алкенах, аренах» (2 урока).

Групповой метод работы позволяет повторить большой объём материала, сделать его более интересным, ярким, доступным и необычным для восприятия.

Методика проведения подобных занятий

1.Подготовительный этап:

- До урока формируются микрогруппы. (оптимально по 5 человек), учитывая психологическую совместимость учащихся.

- В каждой микрогруппе выбираются ученики–консультанты, с которыми предварительно отработаны все этапы урока, предварительно проверяются знания этих учеников по данному материалу.

- Каждый ученик консультатн получает лист учета знаний, критерии оценки знаний и последовательность этапов работы на уроке.

Ученик-консультант по ходу всей работы оценивает степень участия каждого члена группы в выполнении работы.

2. Ход занятия.

Каждая группа получает оценочный лист, в котором указаны задания. По ходу работы ученик-консультант проставляет оценки членам своей группы. Оценка выставляется коллегиально.


Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Ф.И. ученика

Задание 1






Задание 2






Задание 3






Задание 4






Задание 1. Замещение атомов водорода в алканах

Реакции замещения алканов с хлором, азотной кислотой. Умение писать уравнения реакций пропана с хлором, азотной кислотой. Знать принцип реакций замещения.

Задание 2. Замещение атомов водорода в циклоалканах

Реакции замещения с участием больших циклов. Реакции замещения циклобутана с хлором при освещении.

Задание 3. Замещение атомов водорода в алкенах

а) галогенирование в аллильном альфа- положении (условия протекания, написание уравнений реакций взаимодействие пропена с бромом при температуре 450оС.)

б) Применение продуктов галогенирования в производстве других органических соединений

Задание 4. Замещение атомов водорода в аренах.

а) галогенирование, нитрование в боковой цепи (условия протекания реакций). Написание уравнений реакций метилбензола (толуола) и этилбензола с хлором, с разбавленной азотной кислотой. Указать условия протекания реакций.

3. Заключительный этап урока.

Защита знаний каждой группы. Индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику. Учитель вызывает к доске одного ученика из группы, который должен дать правильный, обстоятельный ответ на вопрос учителя по данной теме, тем самым подтвердить объективность выставления оценки своего консультанта.

Этап подведения итогов урока весьма важен. Цель его – провести объективный анализ деятельности учащихся, оценить результаты работы по овладению знаниями и способами деятельности на этапе обобщения материала. Кроме того, следует отметить степень достижения целей урока, активность учащися на уроке и качество их подготовки к уроку.


Литература:

Байкина Л.В. В поисках здоровьесберегающей технологии обучения//Химия в школе. – 2012 № 4 с.13-16

Иванова О.А., Якунина И.И. Личностно ориентированное обучение: развитие общеучебных умений и навыков // Химия в школе. – 2011 № 2 с.16-19.

Попкова Е.Г. Из опыта организации учебной работы учащихся// Химия в школе. – 2011 № 4 с.21-22



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152