Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Естественно-научный цикл

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов обучения химии

Миргалеева Наталья Владимировна, учитель химии высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №112» Авиастроительного района г.Казани

Принципиальные отличия нового стандарта образования от предыдущих предусматривают не простую передачу знаний школьникам, а обучение их новым видам деятельности. Важно, чтобы учитель использовал системно-деятельностный подход при построении урока. Данный подход подразумевает изменения как в деятельности педагога, так и учащихся: учитель на уроке отходит от объяснения материала к организации деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действий, постановке учебной задачи и т. д; школьники на уроках сами ведут поиск информации, ставят учебные задачи и решают их, ведут самостоятельную работу. Результатом такой работы становятся изменения в системе результатов обучения - школьники приобретают не только предметные знания, умения, навыки, но и универсальные учебные действия- могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях.

Примером организации деятельности школьников по формированию УУД в нестандартных ситуациях на уроках химии служит авторский урок «Кто «отвечает» за цвет?».

Урок в 11 классе «Кто «отвечает» за цвет?» проводится с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности - в профильных физико-химических классах.

На уроке повторяется и закрепляется теоретический материал о металлах; совершенствуются умения учащихся составлять уравнения диссоциации солей, определять степени окисления элементов в сложных веществах, определять роли веществ в окислительно-восстановительных процессах, проводить качественные реакции на ионы металлов.

Почему именно этот урок?

Материал урока позволяет учителю:

а) обеспечить знания учащихся о веществах и их свойствах на уровне функциональной грамотности, т.е. элементарные знания о строении атомов металлов, о теории электролитической диссоциации, о теории окислительно-восстановительных процессов учащиеся должны продемонстрировать в новой ситуации и приобрести новые знания о цвете веществ на более высоком уровне;

б) усилить развивающее действие образовательного процесса урока – учащиеся должны анализировать и сравнивать химические объекты – вещества, реакции, проводить аналогии (в случае с видами энергии), обобщать увиденное и услышанное, формулировать выводы;

в) развивать креативность учащихся – авторская формулировка темы урока позволяет обратиться к физическому явлению «цвет» с неожиданной для учащихся стороны, это повышает шансы каждого ученика раскрыться в зависимости от его интересов (химия, физика, минералогия, искусство переплелись на уроке).

Цели урока, особенности классного коллектива и учебного материала диктуют оптимальную форму урока – бенефис (все о цвете!).

В основе урока лежит проблема – причины существования цвета веществ или растворов, в основе проблемы – несоответствие между имеющимися знаниями учащихся и новыми фактами о явлении цвета.

Методом решения проблемной ситуации становится исследовательский метод с индуктивным (от частного к общему) движением мысли (сначала примеры, затем обобщение).

В качестве средств решения проблемной ситуации используются эксперимент, работа с визуальной информацией, наблюдение за экспериментом.

Формами работы учащихся должны быть: эвристическая беседа, лабораторный опыт, составление уравнений.

Этапы урока обусловлены сутью частично-приискового метода обучения:

- постановка проблемы, выдвижение гипотез, совместный сбор материала для решения проблемы (театр),

-подтверждение гипотезы (опыт), практическая направленность проблемы (составление уравнений), формулирование выводов, подача домашнего задания с дифференцированным подходом.

Тема урока и его содержание гарантируют самостоятельность и самодеятельность учащихся; яркий интерес и нравственное отношение к учебному труду.


  • Скачать полностью: 38.doc

  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152