Ивко Нина Николаевна, учитель математики и физики,
ГБС(К)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов»
Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Интеграция «проблемных» детей в общество — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Работая более 10 лет в школе для детей с ОВЗ III-IV видов (слепые и слабовидящие), я испробовала много различных способов обучить математике и физике детей с нарушениями зрения, но самым эффективным оказался интегрированный подход (слияние науки и искусства) в преподавании точных наук, в результате которого происходит социализация ребенка, развитие эстетических качеств, компенсируются недостатки развития, возникает стойкий интерес к познанию нового. Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включений их в систему коллективных отношений требует от педагога дополнительных мер, усилий, умений, знаний по вопросам реабилитации и социализации ребенка.
Отсюда вытекает актуальность данной статьи, посвященной проблемам совершенствования и оптимизации педагогического воздействия на ход развития социальной компетентности детей с нарушением зрения.
При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов.
Для активизации процессов компенсации, преодоления или устранения недостатков познавательной деятельности необходима система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из средств педагогического воздействия является интегрированный подход в преподавании точных наук. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Учитель в процессе урока охватывает почти все стороны жизни современного человека (музыка, искусство, культура, история ...)
Примерами интегрированного подхода к преподаванию точных наук для детей с ОВЗ являются уроки (из личного опыта работы) разработанные мною и дающие положительные результаты. Приведу примеры фрагментов некоторых уроков:
· На уроках физики при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» учитель приводит примеры состояния природы во все времена года. При этом иллюстрирует в виде слайдов картины знаменитых художников о природе (Левитан «Зимой в лесу», Шишкин «Зима», Саврасов «Весна», Васнецов «Летний день»...), включает музыку Вивальди «Времена года» (называет дирижера: Герберт фон Кароян и оркестр симфонической музыки), зачитывает строки великих поэтов о природе:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест...
Ю.Тютчев
Яркий снег слепит глаза людей,
Белый снег, он серебра белей,
Он своей поспорит белизной
С мягкой ватой, рисовой мукой.
Лю Дабаю (Китай)
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен. Ф. Тютчев.
У ребят складывается целостная картина изменения природы родного края, развивается чувство патриотизма и любви к Родине.
· При изучении темы «Многогранники» учащиеся знакомятся с презентацией, в которой рассказывается об одном из семи чудес света «Пирамидах Египта», слайды уносят ребят и в другие страны и континенты, где были обнаружены пирамиды. Почему именно пирамиды?- задает вопрос учитель. На этот вопрос до сих пор не найден ответ. Пирамиды были обнаружены и в Китае, и в районе Бермудского треугольника и даже на Марсе. Слова подтверждаются слайдами. В глазах ребят появляется заинтересованность и огромное желание раскрыть тайну. С интересом они рассматривают макет пирамиды и пытаются понять «В чем же особенность этой фигуры?»
·При изучении тепловых процессов на уроке физики учитель зачитывает сказку «Хитроумный Иван»с физическими вопросами.
Царевна молвит : «Вот тебе первая задача : сделай так, чтобы то, что тебя окружает , но невидимо, стало видимым»
« Это пара пустяков, -отвечает Иван. -Дай-ка зеркальце, я сделаю так...а ты посмотри в него» Что сделал Иван и что могла увидеть царевна?
Интеграция различных предметов и областей знаний прослеживается в таких задачах по физике, как:
· что общего между ракетой и кальмаром? (учитель рассказывает, что представляет собой это животное)
· «мировой рекорд» по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от земли вверх со скоростью 12 м/с ( учитель: справка о высоте прыжков различных животных)
· где сила тяжести одного и того же тела больше: на экваторе или на полюсе? Почему? (учитель: где находится экватор и полюс, какие страны там расположены)
· Вопрос об отвердевании кристаллических тел хорошо иллюстрируют следующие слова И.В. Гете:
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
· При изучении разложения белого света в спектрах учитель читает поэтические строки Тютчева Ф.И о радуге:
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
· При изучении давления учитель использует литературного героя:
«Выходя на берег, Робинзон почувствовал, что его ноги вязнут в глинистом грунте. Он прикладывал огромные усилия, чтобы вытащить их. «Отчего это происходит?» - спросил он себя.» Дайте и вы объяснение явлению.(Кто такой Робинзон?)
· Изучая тему по физике: «Смачиваемость веществ» учитель зачитывает задачу «Дамы в очках»: В магазине «Оптика» очаровательная покупательница жаловалась продавцу на недавно купленные очки: стекла запотевают, а во время дождя все время мокрые. Как быть? Что посоветовал оказавшийся случайно рядом Шерлок Холмс?
Применение интегрированного подхода в преподавании физики, математики и искусства позволяет с разных точек зрения рассмотреть одно явление с разных сторон: с позиции поэзии, живописи, музыки и дает более полное представление об изучаемых процессах, помогает незрячему понять и раскрыть их сущность. Познавательная информация, содержащаяся на уроках, существенно и разносторонне пополняет знания слепых и слабовидящих. Изучение простых явлений окружающего мира позволяет взглянуть на изучаемые в школе предметы как на метод познания, а не склад готовых знаний. Необходимо научиться видеть и замечать вокруг удивительное.
«Познание начинается с удивления» - эта древняя мудрость говорит о первом непременном условии любого образования. Способность удивляться - великий дар природы, который помогает нам не только учиться , но и жить.