Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Естественно-научный цикл

Использование активных форм контроля в процессе изучения химии в профильных классах

Мухаметшина Тамара Григорьевна, МБОУ «Лицей №116 Вахитовского района г.Казань

В условиях переориентации процесса обучения с формирования системы предметных знаний и умений на развитие личности учащихся посредством приобретения ими универсальных учебных действий и опыта деятельности актуальным представляется переход от объяснительно-иллюстративного к диалогическому обучению. Активной формой организации обучения в профильных классах, способствующей развитию самостоятельности, критичности и познавательной активности, являются уроки-семинары. Возникшие в древнегреческих и римских школах, и представлявшие собой сочетание диспута с комментариями и заключениями преподавателя, они закрепились в российских университетах с XIX века. Использование такой активной формы контроля, как семинар, в профильных классах считаю целесообразным, так как он способствует формированию опыта совместного участия в обсуждении теоретических и практических проблем, развитию творческого мышления, познавательной мотивации,повторению, закреплению и углублению знаний, особенно по ключевым темам. Важным фактором результативности данного вида контроля является процесс его подготовки. Учащиеся готовятся по заранее предложенным вопросам той или иной темы. Выступления учащихся сопровождаются уточняющими вопросами класса, обсуждением, в ходе которого ребята высказывают свое мнение и формулируют основные выводы. На семинаре могут быть озвучены результаты и выводы исследовательских проектов, выполненных школьниками. Учитываются все ответы учащихся, их активность и самостоятельность мышления. В качестве примера можно привести план семинарского занятия по одной из ключевых тем органической химии «Изомерия. Виды изомерии».

· Изомерия. Изомеры. (определения).

· Виды изомерии. Схема.

· Структурная изомерия: Разветвление углеродного скелета(примеры).

Положение кратной связи (примеры).

Положение функциональной группы (-Hal, -ОН, -NH2, -СО-, -СОО-).

Межклассовая (СnH2n, СnH2n-2, СnH2n+2О, СnH2nО,СnH2n+2О2).

· Пространственная изомерия: Геометрическая (цис-, транс-).

Поворотная (конформационная).

Оптическая.

· Явление таутомерии на примере глюкозы.

· Выводы.

Организация и проведение семинарских занятий способствует совершенствованию умений учащихся работать с дополнительной литературой и работать коллективно. По моему мнению, важно уделять больше внимания в процессе обучения заданиям на осмысление и понимание существа вопроса и развитие логического мышления. Имея прочные и глубокие знания по основным отраслям знаний, выпускники школ и ВУЗов легко будут ориентироваться в окружающем мире и решать задачи любого уровня сложности.


Список литературы:

1.Гирич З.И. Активные формы организации семинарских занятий в высшей школе.

2.Маршанова Г.Л. Рефлексивные умения: сущность, содержание и приемы формирования//Химия в школе.-2012.-№2.-с.4-10.3. Шалашова М.М. Компетентностныйподход: проблемы и перспективы//Химия в школе.-2012.-№6/-c/4-9/



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152