Царева Ирина Викторовна, учитель ОБЖ МБОУ МУК Советского района г.Казани,
призер городского конкурса «Лучший учитель года города Казани – 2014»
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации педагогом социального заказа - подготовки граждан, способных к безопасным действиям в различных ситуациях.
Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность. Современные педтехнологии – инструментарии достижения целей, которые предопределяют использование активности самих учащихся. Опыт работы с детьми свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышают активность учащихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету ОБЖ, решению жизненных проблем, а процесс обучения делают непринужденным и комфортным.
Основой таких технологий должны стать активные способы обучения и технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ. Их главная задача – создание условий для определения самими учащимися уровня освоения нового материала, выработки навыков самоконтроля в реальных ситуациях.
Предмет ОБЖ – это целая образовательная область, в которой существует связь со многими другими дисциплинами. Использование в рамках данного предмета межпредметных связей позволяет реализовывать образовательную, воспитательную и развивающую функцию обучения, обеспечивая тем самым личностные, метапредметные, предметные результаты обучения.
Требования к личностным результатам освоения программы по ОБЖ должны отражать:
1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
4) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты обучения по ОБЖ выражаются в способности обучающихся научиться гибкому подходу и самостоятельности при решении проблем. В частности:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
В итоге происходит развитие универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных) и развитие основных компетенций учащихся:
1. приобретения и интеграции знаний;
2. сотрудничество;
3. коммуникация;
4. решение проблем;
5. использование ИКТ для обучения;
6. саморегуляция и самоорганизация;
7. личностный смысл учения и начальная форма рефлексии;
8. ценностные установки.
При подготовке к урокам ОБЖ подробнее следует остановиться именно на развитии ценностных установок:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Современные методы обучения, применяемые в ОБЖ, предполагают единый комплекс с темами и разделами внутри учебной дисциплины ОБЖ, которые развивают широту мышления учащихся и воспитывают духовно богатую личность.
Литература:
1. Зуев А. Слагаемые активности.//ОБЖ. Основы безопасности жизни, июнь 2007 г. С.31-34.
2. Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования. / Стандарты второго поколения. М.:Просвещение, 2011 г.