Гиниятуллин Булат Хатыпович, учитель обществознания первой квалификационной категории
и руководитель клуба «Право» лицей-интерната №2 г.Казани
Зиганшин Ильсур Рустамович, аспирант НИУ ВШЭ г.Москва
и тренер клуба «Право» лицей-интерната №2 г.Казани
"Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателей, дело не в том, что бы заставить его читать, а в том, что бы заставить думать"
Ш.Монтескье.
В связи со спецификой образовательного учреждения олимпиадное движение является для нас приоритетным. Предметные олимпиады являются одним из важнейших средств мониторинга обученности и конкурентоспособности наших учеников.
В 2010-2011 учебном году появился самый молодой олимпиадный клуб нашего лицея и всего за 4 года работы мы достигли следующих результатов на Всероссийской предметной олимпиаде школьников по праву.
Учебный год | Муниципальный этап | Региональный этап | Заключительный этап |
2010-2011 | 1 победитель 1 призер | 1 призер | 0 |
2011-2012 | 5 призеров | 1 призер | 0 |
2012-2013 | 1 победитель 7 призеров | 1 победитель 4 призера | 3 призера |
2013-2014 | 1 победитель 12 призеров | 3 победителя 5 призеров | |
Также лицей уделяет большое внимание межрегиональным (ВУЗовским) олимпиадам, которые тоже играют очень важную и социально значимую роль в нашей клубной деятельности. Каждый год, примерно, треть выпускников лицея благодаря ним поступает в престижные ВУЗы России (НИУ ВШЭ, СПбГУ, МФТИ и др) без ЕГЭ.
Возникает вопрос: за счет чего мы этого добились?
Для достижения данного результата необходимо свести воедино воспитательные и образовательные факторы, о которых речь пойдет ниже. В первую очередь надо создать комфортную воспитательную среду, это необходимое условие для интенсивной работы и поддержания мотивации к учебному процессу. Для этого мы выделяем следующие принципы учебно-воспитательной работы:
· построение доверительных и партнерских отношений между руководителями клуба и «клаберами» (участники клуба), все участники клубной деятельности являются фактором развития друг друга;
· создание благоприятной рабочей обстановки путем всесторонней мотивации учебной деятельности;
· содействие членам клуба в достижении социального успеха (воспитание патриота и гражданина, гармоничной нравственной стремящейся к саморазвитию личности; повышении творческой составляющей процесса обучения).
Для реализации этих принципов необходимо как можно больше времени проводить вместе, и не только во время учебы: организуем пикники; играем вместе футбол, настольный теннис, различные настольные игры, такие как Activity, мафия и др.; отмечаем дни рождения и другие праздники; развиваем наставничество старших «клаберов» над младшими.
Теперь о самом главном, подготовке к предметной олимпиаде школьников по праву.
Например, К.Л. Ушинский считает: «успех учения всегда и более всего зависит от достоинства преподавателя».
Мы хотели бы дополнить высказывание выдающегося педагога. На наш взгляд учителя, наставники, в целом учебное заведение и, кроме того, родители вместе создают условия благоприятные для развития и конкурентоспособности, и конструктивного позитивного перфекционизма, задают мотивирующий импульс на всю жизнь.
Другие же педагоги и психологи считают важнейшим фактором развития одаренность самого ребенка. С одной стороны, талантливые дети быстрее понимают и «схватывают» информацию и модели деятельности, им нужно прикладывать меньше усилий и быстрее достигают ожидаемого результата, в то же время куда сложнее приучить их к системной работе, они начинают считать себя исключительными и самодостаточными и могут перестать работать в коллективе. И не стоит забывать, что гениальность это лишь на 5% одаренность и 95% это самоотверженный труд.
Учащиеся со средними способностями с раннего возраста приучаются к тяжелой и систематической работе, охотно участвуют в активных и интерактивных формах учебной деятельности, предполагающих взаимодействие участников. И для того чтобы обучение не становилось однообразным и угнетающим, необходимо применять различные формы деятельности, и использовать задания повышающегося уровня сложности. Все вышеизложенное подтверждает необходимость постоянного профессионального роста руководителей клуба, отслеживания изменений в законодательствах, современных правовых процессах.
Подготовка к олимпиадам не должна носить эпизодический характер перед олимпиадами, эта работа должна вестись системно, круглогодично, не только в учебное, но и в формате профильных смен в каникулярное время. Вот некоторые из форм, применяемых на занятиях клуба:
· лекции, в том числе дистанционные по skype;
· составление и решение олимпиадных заданий;
· разбор и экспертиза олимпиадных заданий;
· историко-правовой турнир и другие интерактивные формы учебной деятельности;
· участие в судебных заседаниях и их последующее обсуждение;
· работа с правовыми документами.
Круглогодичная подготовка позволяет нам избежать «штурмовщины». Каждый этап предметных и межрегиональных олимпиад имеет свой набор специфических заданий, к которым необходимо постоянно готовиться. Дети привыкают к планомерной и систематической работе, видят ее результативность.
Для повышения мотивации учащихся мы организуем профессионально ориентированные экскурсии и встречи с успешными интересными людьми, профессионалами правовой сферы.
Успешными становятся не за один день, а день ото дня!