Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Современный урок английского языка

Уткин Евгений Анатольевич, учитель английского языка высшей квалификационной категории
лицея №83 Приволжского района г. Казани,
номинант городского конкурса «Лучший учитель года города Казани – 2014»

Известный советский и российский академик Д.С. Лихачёв в одном из своих выступлений перед учителями страны сказал: «...в руках у учителя наше будущее, наш двадцать первый век». Тогда двадцать первый век казался таким далёким и непонятным, и вряд ли кто-либо ясно представлял себе, каким будет образование в новом тысячелетии и какая роль будет в нём отведена учителю. Но вот наступил 21 век, человечество совершило существенный прорыв в развитии высоких информационно-коммуникационных технологий, классные кабинеты стали оснащаться по последнему слову техники, но, несмотря на всё это, проблема перед учителями нового тысячелетия осталась прежней – как сделать свои уроки действительно интересными, как сформировать у своих учеников устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

Учителя английского языка не являются исключением, и проблема вовлечения учеников в образовательный процесс не обошла и их. Хотя, следует признать, что в плане формирования у своих учащихся внешней мотивации «англичанам» намного проще, чем остальным предметникам, поскольку существующая геополитическая и экономическая ситуация всячески этому способствует. Английский язык прочно закрепился в мире как «лингва франка» практически во всех сферах человеческой деятельности, и для большинства желающих сделать успешную профессиональную карьеру владение английским языком стало почти обязательным.

Однако внешняя мотивация ещё не является гарантом того, что все учащиеся будут предельно внимательны на уроке и станут выполнять всё, что от них требует учитель. Школа и учитель уже давно перестали быть единственными источниками знаний и информации. Век, в котором мы живём, называют информационным, и у желающих улучшить свои знания английского языка существует масса других способов. В конце концов, весь материал, присутствующий в школьных УМК, ученики могут самостоятельно отыскать и в интернете, в более доходчивой для них форме с видеоматериалами и комментариями. Поэтому, чтобы предложить ученикам, выросшим в окружении компьютеров, планшетов и интернета, что-то новое, способное вызвать у них неподдельный интерес и желание придти в класс, современному учителю необходимо самому использовать технические новшества и сервисы, которые находятся в открытом доступе в интернете.

Например, для работы с текстом очень удобен сервис Wordle (http://www.wordle.net), который позволяет создавать красивые облака ключевых слов, что делает процесс выделения главной идеи и запоминания основных слов в тексте более интересным. Для работы с вокабуляром существует другой удобный сервис – Lextutor (http://conc.lextutor.ca/concordancers/concord_e.html), который, сканируя Британский Национальный корпус (BNC – British National Corpus) устного и письменного языка позволяет выделить наиболее часто употребляемые сочетания с искомым словом или выражением. Например, разница между for и since (маленький фрагмент из результата запроса):


001. He said well you’ve been right since Christmas and if you say it’s

002. is. Aren’t you? No I haven’t been out since Boxing night! Whаt are you

003. secret. Obviously the law has been updated since eighteen ninety three. The one

004. wife and that he had been with her since she was twelve. The problem

005. You know what, I had haven’t sat down since half past seven. What you do is,


001. bits in there for her a few kittens in there for a couple of days I, so they’d

002. they’re married and they’ve been married for a couple of years I reckon,

003. going, you should of said oh I just come up for a few days. Blair had to look

004. who’s friend of Mat’s? That’s right yeah, for a little bit, I was on about

005. that’ll say ah yeah we’ve been doing this for a little while, why don’t we


Для развития навыков аудирования и говорения есть такие бесплатные сайты, как http://www.voxopop.com (проведения беседы), http://www.storynory.com, https://librivox.org, (чтение и прослушивание книг), http://www.ted.com (высказывания известных людей по каким-либо вопросам) – это лишь малая часть того, чем учитель может успешно заменить на уроке уже поднадоевшие стандартные тексты и аудиозаписи и более активно задействовать у обучаемых различные каналы восприятия. Ещё одно преимущество таких сервисов – аутентичность выложенных на них материалов, так как они изначально рассчитаны на англоязычных пользователей. Это, в свою очередь, позволяет изучающим английский язык полностью окунуться в англоязычную среду. С некоторыми из перечисленных сайтов и сервисов ученики могут быть уже знакомы, так как большинство из этих сервисов имеет гораздо более широкую целевую аудиторию, чем школы, поэтому учителю остаётся лишь придумать, как использовать привычные для учеников средства в образовательных целях. В эпоху цифровых информационных технологий, для того, чтобы поддерживать у учащихся устойчивый интерес к своему уроку, учителю следует как можно быстрее перейти из категории так называемых «электронных мигрантов» в категорию «электронные аборигены». К сожалению, далеко не всегда и не всем понятна целесообразность такого перехода, но точно также несколько десятков лет назад никто и представить не мог, что язык можно будет изучать путём просмотра видеофильмов, тогда как теперь эффективность этого метода признаётся многими ведущими специалистами в области преподавания английского языка.

Точно так же обстоит дело и с различными техническими средствами, использование которых в образовательных целях до недавнего времени даже не рассматривалось. Речь пойдёт о мобильных телефонах. Времена, когда они были исключительно средством связи и были доступны только для состоятельных людей, давно прошли. Сегодня мобильные телефоны превратились в многофункциональные устройства с мощными процессорами, встроенными камерами и прочими техническими новшествами по весьма доступной цене, а то, что школьники, как правило, никогда с ними не расстаются, открывает учителю новые возможности использования этого своеобразного компьютерного класса. Обычно педагоги негативно воспринимают идею использования телефонов на уроке, так как считают (иногда не без основания), что соблазн отвлечься от учёбы, чтобы написать сообщение друзьям или проверить свою страничку в социальной сети будет слишком велик и телефоны являются больше помехой, чем подспорьем в обучении. Однако эти опасения оправдываются лишь в том случае, когда учителю не удаётся донести до учащихся свой замысел и вовлечь их в процесс. Мало что изменилось с времён, когда скучающие на уроке ученики писали друг другу записки или пускали бумажные самолётики. Теперь с помощью телефонов они печатают сообщения, бороздят просторы интернета или играют в игры. Поэтому основная задача учителя предложить им альтернативный способ использования этих гаджетов на уроке. И таких способов на самом деле немало. Во-первых, телефоны могут полностью заменить словарь или даже учебник. Для смартфонов на системе Android или iOS существует множество приложений, в том числе бесплатных, с помощью которых можно существенно расширить свой словарный запас или поупражняться в решении тестовых заданий международных экзаменов (TOEFL, IELTS, CAE, GRE и др.). Во-вторых, можно использовать мультимедийные возможности смартфонов для записи речи учеников в диалогах и монологах с последующим прослушиванием и обсуждением, или для создания снятых на камеру смартфона видеороликов с их озвучкой учениками. Все эти виды деятельности с использованием мобильных устройств придают уроку изюминку и вносят столь необходимое разнообразие в учебный процесс. Хотим мы этого или нет, но мобильные устройства пришли в нашу жизнь, чтобы остаться, и вместо того, чтобы активно сопротивляться их присутствию, нам педагогам следует подумать, как извлечь из них максимальную выгоду.

Сегодня интернет снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для познавательных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к УМК в условиях нового содержания образования. Однако современному учителю нужно не только демонстрировать ученикам найденные в Сети интересные дидактические материалы, но и прибегать к различным приёмам и формам работы, вносящим разнообразие во взаимодействие участников образовательного процесса. Времена, когда учитель объяснял материал в виде лекции, время от времени прерываясь на вопросы “Do you understand?” или заставлял повторять хором заученные клише давно прошли. Можно конечно, объясняя, например, разницу между Past Simple и Present Perfect, просто выбрать соответствующий урок на сайте http://www.engvid.com, где зарубежные коллеги всё досконально и интересно объяснят, но от этого урок не перестаёт быть лекцией, когда один говорит, а остальные слушают. Современный урок – это активное взаимодействие учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом, это урок, в результате которого им открывается что-то новое. Исследование, проведённое в Техасском Университете, показало, что человек запоминает:

1) 10% из того, что читал

2) 20% из того, что слышал

3) 30% из того, что видел

4) 50% из того, что видел и слышал

5) 70% из того, что говорил

6) 90% из того, что говорил и делал .

Соответственно, в современном уроке английского языка учитель должен использовать методы, обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе освоения учебного материала. Известный британский методист, Джереми Хармер считает, что есть три слагаемых успешного урока английского языка: Engage (вовлекай), Study (обучай), Activate (активизируй) . Именно этого принципа и следует сегодня придерживаться учителям, строя свой урок, так как суть современного урока в том, что учащиеся на уроке должны быть активно вовлечены в процесс и им этот процесс должен нравиться.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152