Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у обучающихся при изучении английского языка

Седунова Елена Зиннотулловна, учитель английского языка
СОШ №175 Советского района г. Казани

Сегодня иностранный язык превращается в ведущую дисциплину и всем известно, что ценность молодого специалиста на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки. Но нам, учителям иностранных языков, в условиях массовой школы приходится с сожалением констатировать тот факт, что у большинства учащихся плохо сформированы потребности в знаниях иностранного языка, нет интереса к учению. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов старшеклассников не достигают своей высшей ступени, то есть большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса. В связи с этим возникает необходимость формирования наличия у школьников интереса к изучению учебных предметов, в частности английского языка.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес – это сильное средство обучения. Для того, чтобы активизировать учебную деятельность школьника, нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.

Одна из технологий, способствующих формированию познавательного интереса учащихся, - это использование музыкальных и песенных презентаций на уроках английского языка.

Музыка, а именно песня на иностранном языке, имеет большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач на уроках английского языка. Ведь в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребёнок уходит с урока. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка. Музыкальные и песенные презентации могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Учёные выявили, что в человеческом мозге для восприятия музыки и речи предназначены разные области. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Песни объединяют работу обоих полушарий, а потому и запоминаются лучше стихотворений. Следует также помнить, что музыка, слово и жест зарождались одновременно, что именно из интонации произносившего звуки человека родилась музыка. Кроме характерных, веками закреплённых из речи родившихся интонаций, оформленных в методические формулы, музыка передаёт характерные ритмы данной народности. Ритм является важным компонентом запоминания. Мозговая деятельность включается автоматически, едва человек слышит первые ноты.

Таким образом, использование музыкальных и песенных презентаций на уроке имеет следующие преимущества:

- обеспечивает наглядность при обучении, что стимулирует восприятие звучащей иностранной речи и создание смысловых образов присущих носителям языка;

- привлекает внимание учащихся и помогает сконцентрироваться;

- иллюстрирует более полное значение ситуации и сокращает время объяснения;

- помогает создать ассоциативно-языковую память;

- стимулирует почти подлинную коммуникацию: учащиеся как бы проживают все события, если музыкальные и песенные презентации составлены и подобраны методически правильно, то они способны развить дискуссию;

- дает возможность учащимся осознать, что они обращаются к источникуинформации, которым пользуются носители языка. Это повышает практическую ценность владения иностранным языком;

- повышает познавательный интерес к учению, что чрезвычайно важно, так как обучение без интереса неэффективно.

Презентации являются тем материалом, при помощи которого ученики будут заинтересованы в дальнейшем знакомстве с культурой изучаемого языка.

Особое внимание я уделяю отбору песен. Мелодии должны нравиться учащимся, музыкальное сопровождение должно быть современным и живым. Кроме того, не следует забывать об одной особенности песни: учащиеся будут петь песни не только в классе, но и тогда, когда урок уже будет далеко позади, а они будут петь их для своего удовольствия. Песни не забываются в отличие от грамматических структур, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Поэтому песни для музыкальных презентаций я выбираю по следующим критериям:

- для фонетической зарядки - короткие, несложные по мелодическому рисунку песни, с частыми повторами и чётким ритмом. Для этой цели хорошо подходят детские песенки («The Alphabet Song»; «The more we get together»; «Brother John»);

- стимулом для бесед и дискуссий являются, на мой взгляд, современные, популярные среди молодёжи песни. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали учащихся к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, eё содержанию и исполнению («Hotel California» (Eagles), «Numb» (Linkin Park), «Heal theWorld» (MichelJ ackson);

- политические песни помогают мне вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; «We shall overcome», «The Earth Song» (Michel Jackson),

- лирические песни я использую в беседах о взаимоотношениях людей («I am sailing» (RodSteward), «I have a dream» (ABBA), «Bring me to Life» (Evanescence), (Shakira), (Justin Timberlake), (Madonna).

Следуя методике использования песни, я предусматриваю предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала.

Примерная последовательность работы с песней:

1. Краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания), установка на первое восприятие песни.

2. Первое музыкальное предъявление песни, знакомство с музыкальной стороной песни, особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы.

3. Проверка понимания содержания песни (дословный перевод общими усилиями учащихся под руководством учителя); на более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка.

4. Фонетическая отработка текста песни; на начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации.

5. Повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст.

6. Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации. Всю работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни.

7. Разучивание мелодии в процесс совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также её аккомпанемента. На последующих двух - трёх уроках достаточно повторить песню один - два раза, чтобы ёё слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры. При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепление нового материала и использование его в соответствующих речевых ситуациях.

Очень ярким и эффектным является песенный репертуар Майкла Джексона, любимца как взрослой, так и молодой аудитории. Поэтому я часто подбираю его песни для своих уроков. Так, при введении темы «Защита окружающей среды» я обязательно использую песню Майкла Джексона «The Earth Song». Первое предъявление песни начинаю с показа видеоклипа на эту песню, где учащиеся слышат, видят и сопереживают вместе с исполнителем, как гибнут животные, горят леса, люди задыхаются от копоти и грязи в городах, дети умирают от болезней, голода и войн. Певец призывает нас посмотреть на то, что мы сделали с миром (What have we done to the world, look what we’ve done), посмотреть на плачущую планету Земля. Увиденное учениками впечатляет, и здесь решается первая задача: дети заинтересованы проблемой, они готовы вести диалог. Но для этого еще многое нужно знать. Вернемся еще раз к тексту песни, где пропущены некоторые слова. Перед учениками ставлю задачу: слушая фонограмму, постараться заполнить пропуски словами из песни, а потом проверить себя по ключу, отображенному на экране. И так шаг за шагом продолжаем работу с серией упражнений на понимание содержания песни, согласование слов и выражений (matching), фонетические и лексико-грамматические упражнения, а так же упражнения на говорение с использованием слов песни и фантазии учащихся. Учащиеся прожили частичку жизни вместе с исполнителем, что вызвало желание вступить в дискуссию с учителем и одноклассниками, а главное интерес к происходящему.

Учитель иностранного языка - это посредник между культурами. Учить иностранный язык с помощью музыкальных и песенных презентаций легко и приятно. Главное, правильно выбирать музыкальные жанры, музыкальных исполнителей.

Таким образом, с точки зрения методики, музыкальные и песенные презентации на английском языке можно рассматривать, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, музыкальные и песенные презентации могут формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу. Через песни рассматривается душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.

Следовательно, поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование музыкальных и песенных презентаций, созданных на основе культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального и песенного творчества на изучаемом языке.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152