Морозова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №8» г.Казани
Проблема современного урока в настоящее время актуальна как никогда в связи с изменениями, происходящими в школе. Идут дискуссии об уроке, меняются представления о нём, возникает множество вопросов: что такое урок сегодня? Чем отличается современный урок от традиционного? Соответствует ли привычное понимание урока требованиям современной школы?
Назревшие вопросы обусловлены задачами совершенствования процесса обучения и воспитания, преодоления формализма в преподавании школьных дисциплин.
Современный урок словесности – это творческое сотрудничество, создание атмосферы доверия, взаимного уважения между учителями и учениками, что так необходимо для развития детей, раскрытия их сил и возможностей. На уроке формируются навыки самообразования и закладывается прочная основа единой системы непрерывного образования. Необходимо вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность, ибо без этого нет усвоения знаний, а значит, и все усилия учителя окажутся бесплодными. В связи с этим особое место в школе занимают такие формы организации занятий, как урок-исследование, урок-семинар и др., на которых учащиеся выступают со своими проектными работами.
Что касается уроков литературы, то новая программа ставит главной задачей предмета нравственно-эстетическое воспитание учеников. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но актуальна и для сегодняшнего ученика, что позволяет воспринимать произведение творчески, личностно.
В связи с этой задачей считаю необходимым строить уроки таким образом, чтобы в соприкосновении книги и жизни у учащихся рождался творческий интерес к тому и другому – и к литературе как учебному предмету, способному ответить на многое, что волнует.
Так, например, в системе уроков о поэтических индивидуальностях «серебряного века» всегда есть место для разговора с выпускниками об Осипе Мандельштаме, поэте, чьё творчество пришлось на начало XX века. Предлагаю учащимся пойти за «опытом» или «советом» к Мандельштаму. Объясняю, что все рубежные эпохи (наша в том числе) отчасти похожи друг на друга. Каждый переход из одного столетия в другое ознаменован для российской истории и особенно культуры рядом весьма показательных черт. Главным образом, речь идет об ощущении кризиса эпохи: ощущение конца века, туманность грядущего, апокалипсические умонастроения (вспомним так называемое "пророчество майя" относительно 25 декабря 2012 года - чуть больше столетия назад газеты также пестрили подобными заголовками). Кризисная эпоха в свою очередь оказала сильное влияние на искусство: произошел сильнейший творческий всплеск, на литературной арене появилось большое количество талантливых писателей, а творчество их знаменовало собой переход от классической к неклассической картине мира. Именно из-за подобного сходства исторических обстоятельств особенно актуален предлагаемый урок: постичь и понять предшествующую (а заодно лучше прочувствовать современную) эпоху поможет поэтическое творчество, ведь, как известно, "поэт - рупор эпохи".
Фрагмент урока (эмоциональный настрой на восприятие темы).
Сопоставление двух поэтических портретов О.Мандельштама:
а) «Автопортрет» (1914) (выразительное чтение наизусть; читательский комментарий).
Это стихотворение создаёт образ души «крылатой», хранит в себе сочетание застенчивой юношеской угловатости и осознаваемого избранничества поэта. В композиции этого стихотворения явственно проступает характерный для поэтики Мандельштама контраст чувств: «крылатый намёк» - «мешковат сюртук», «покой рук» - «тайник движенья», «прирождённая неловкость» - «врождённый ритм».
б) «Это какая улица?» (1935) (выразительное чтение наизусть, читательский комментарий).
Иной, трагический портрет... Это стихотворение подтверждает глубокие противоречия в душе автора. С одной стороны, он стремится к личной независимости, осознаёт свою значимость. С другой - не отделяет своей судьбы и жизни от судеб миллионов. Только на первый взгляд это стихотворение кажется шуточным. За иронией скрывается отчётливое понимание автором того, что его творчество, мировоззрение и даже его фамилия оказываются как бы поперёк магистрали истории, выпадают из контекста эпохи. Именно это делает поэта неповторимым и значительным явлением времени.
Между этими стихотворениями жизнь в 20 лет, почти вся творческая жизнь поэта. Недолгая... А между тем им действительно оставлена в мировой поэзии своя «улица», по которой нам предстоит пройти.
Трудно переоценить воспитательный потенциал мандельштамовской поэзии. Однако задача словесника и в том, чтобы удивить учащихся «непревзойдённым искусством слова». С этой целью предлагаю вместе с учениками отправиться в мастерскую художника слова.
Фрагмент урока (поэтика раннего Мандельштама):
а) Сопоставление близких по теме стихотворений Брюсова «Творчество» и Мандельштама «На бледно-голубой эмали...» (самостоятельные наблюдения учащихся).
Сопоставление направляется вопросами:
-какие зрительные образы возникают при чтении стихотворений?
-к каким видам живописи эти образы тяготеют?
-в стихотворении встречаются два схожих образа «эмалевая стена» и «бледно-голубая эмаль». Какую функцию выполняет в своём стихотворении каждый из этих образов, как развиваются эти образы?
-как каждый из поэтов понимает акт творчества? Чем особенно дорожит в нём?
б) Работа с репродукциями: И.Грабарь «Февральская лазурь» и Э.Дега «Голубые танцовщицы» (исследовательский проект учащегося).
В основе исследования вопрос:
-на какую картину ложатся строки Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
в) Лексико-стилистический анализ стихотворения «Нет, не луна...» 1912г. (проектная работа двух учеников с использованием наглядности).
Анализ подсказывается вопросами:
-как построено стихотворение?
-что «чужое» и что «своё» для автора?
Стихотворение построено на антитезе.
Выстраивается контрастный ряд: чужое - луна как образ, сосредоточивший в себе романтическую традицию; своё – предметность образа циферблата, как выражение вещности, времени... чужое - звёзды, представители таинственных высот; своё – млечность, то есть материальность звёзд... чужое – вечность как символ бесконечности; своё – предметная точность ответа, точность измерения времени, то есть сама действительность.
Таким образом, чужое – символизм, своё – акмеизм.
Для поэтики раннего Мандельштама были характерны отдельные черты символистической эстетики и обозначились черты «новых вкусовых ощущений» - акмеизма, который, как сказал поэт, «принёс...вкус к целостному словесному представлению, образу...».
Смею отметить, что сама тематика и методы, используемые в ходе урока, подразумевают работу на стыке лингвистической и литературоведческой плоскостей. Подобное синтезирование особенно актуально сегодня, ведь современное образование предполагает изучение материала через призму разных сфер науки.