Маслова Елена Александровна, учитель английского языка
СОШ №175 Советского района г. Казани
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением . М.Ф.Стронин
Одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке иностранного языка и во внеклассной работе является игра. Особенно на младшем и среднем уровнях обучения она служит необходимым компонентом урока и кружковой работы. Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и значительно интенсифицирует учебный процесс.
Целями коммуникативных игр на уроках в младших и средних классах является повышение интереса учащихся к предмету, обеспечение более устойчивого внимания, следовательно, и лучшего восприятия языкового материала.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. И это понятно, так как в игре проявляются способности любого человека, а ребенка в особенности.
В практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
- социализации (включения в систему общественных отношений).
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
2) как элемента (иногда весьма существенные) какого-то другого метода;
3) в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
4) возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.
Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми. В том и состоит феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: от подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Например, если я использую игру в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то отвожу ей примерно 15 -20 минут урока. В дальнейшем та же игра проводится в течение 3 - 5 минут и служит своеобразным повторением уже пройденного, а также разрядкой на уроке.
Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Применение игровых методов обучения помогают сделать скучную работу более интересной и привлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.
Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Но при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которое учитель создает в классе. На основе многолетнего опыта можно убедиться, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка.
Говоря о коммуникативных играх в обучении иностранным языкам, нельзя не сказать о ролевых играх. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования универсальных учебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. С помощью ролевых игр активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
Технология ролевой игры состоит из этапов:
I. Этап подготовки (разработка сценария, составление плана проведения игры).
II. Этап объяснения (введение в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, обоснование постановки проблемы и выбор ситуации).
III. Этап проведения (процесс игры).
IV. Этап анализа и обобщения (констатация достигнутых результатов, ошибок, формулирование окончательного итога урока).
Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.
В заключение следует отметить, что применение игр на уроках иностранного языка обеспечивает более устойчивое внимание, способствует повышению интереса учащихся к предмету, лучшее восприятие языкового материала. При этом нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.